2019 год для многих предприятий Перми станет годом инноваций и роста. В Пермском подразделении компании «Еврохим» заявили, что в 2019 году будет завершен этап строительства Усольского ГОК на базе Верхнекамского месторождения в Пермском крае с выходом на проектную мощность 2,3 млн тонн. В 2018 году «Еврохим» стал вторым в России производителем хлористого калия после «Уралкалия». Компания «Уралхим» сосредоточит усилия на обеспечении стабильности работы оборудования на высоких нагрузках и переходе производства на цифровые технологии, что позволит также сохранять лидирующие позиции на рынке химической промышленности. Планы «Уралкалия» по расширению мощностей СКРУ-3, строительству нового рудника на СКРУ-2, а также реализация проектов освоения Усть-Яйвинского и Половодовского участков также значительно увеличат производственные мощности компании.
Стремительное развитие предприятий уже требует модернизации транспортной системы. Пропускная способность железнодорожных путей имеет выраженные ограничения. По прогнозам экспертов, через 6 лет погрузка предприятий Березниковско-Соликамского узла (БСУ) вырастет на 43,6% по отношению к уровню 2017 года и составит 37,7 млн тонн. Без развития провозных способностей край неизбежно столкнется с невозможностью транспортировки дополнительных объемов продукции, произведенных на новых промышленных площадках. На сегодняшний день основные грузоотправители – это ПАО «Уралкалий», ООО «ЕвроХим – Усольский калийный комбинат», АО «ОХК «Уралхим», АО «Березниковский содовый завод», ЗАО «Верхнекамская калийная компания» (планирует начать отгрузку в 2025 году). Общая погрузка предприятий БСУ составляет 60% от объема погрузки Пермского края Свердловской железной дороги.
В ОАО «РЖД» заявили, что ж/д ветка будет своевременно модернизирована и готова к повышенным нагрузкам: «Обеспечение опережающего развития железнодорожной инфраструктуры Верхнекамья, связанное со строительством новых горно-обогатительных комбинатов на северо-западе Пермского края, имеет решающее значение для экономики региона. Стратегия модернизации направления Соликамск – Пермь включает в себя мероприятия, которые позволят увеличить пропускную способность участка и повысить скорость доставки грузов предприятий Березниковско-Соликамского узла». Реализация комплексной программы ОАО «РЖД» по развитию инфраструктуры Березниковско-Соликамского узла пройдет в два этапов. До 2021 года будет проведена реконструкция 12 станций с удлинением приемоотправочных путей (Пальники, Дивья, Кухтым и др.) и построены две тяговые подстанции. До 2025 года предстоит уложить вторые главные пути протяженностью 16,9 км (на участках Левшино – Ярино и Углеуральская – Няр), 3 разъезда, провести реконструкцию станций Яйва, Дивья, Чашкино и Углеуральская.
Таким образом, после модернизации БСУ будут сняты «барьерные» ограничения участка Соликамск – Пермь и обеспечен вывоз всего перспективного грузопотока. На модернизацию участка в 2017-2025 годах компания планирует направить 13,7 млрд рублей.
Как ранее писал Business Сlass, в ноябре 2018 года подписано соглашение между Пермским краем и ОАО «РЖД» о сотрудничестве на 2019-2021 годы. Документ закрепляет за сторонами обязательства по реализации инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры региона. Речь в соглашении идет о комплексном развитии Березниковско-Соликамского узла, строительстве Северного железнодорожного обхода Перми с мостовым переходом через Каму, создание ТПУ «Пермь II» и «Мотовилиха», а также мультимодального транспортно-логистического центра на базе станции и вокзала Пермь II.
«Развитие железной дороги положительно скажется на грузопотоке, и мы тоже в этом заинтересованы. По прогнозам, вскоре грузооборот вырастет на 10%, а мощности «Еврохима» и «Акрона» простимулируют рост до 30%», – считает председатель совета директоров ООО «Сода-Хлорат» Марина Медведева.
«Мы полностью поддерживаем работу ОАО «РЖД» и Пермского края по развитию железнодорожного участка Соликамск – Пермь. С учетом планов развития Березниковско-Соликамского промышленного узла, к 2025 году объем перевозок может возрасти примерно на 10 млн тонн. При этом существующие пропускные способности находятся на пределе», – заявили в компании «Уралкалий».