Реклама. АО «Микрофинансовая компания Пермского края». Erid: 2SDnjdTwXUY

Просторней в салоне – меньше «зайцев». Интервью с начальником департамента транспорта Перми

Просторней в салоне – меньше «зайцев». Интервью с начальником департамента транспорта Перми
Анатолий Путин, начальник департамента транспорта администрации Перми, – о новых способах оплаты проезда, эффекте от запуска автобусов с «гармошкой» и мерах по обеспечению отрасли кадрами.
Автор:

Анатолий Алексеевич, какие изменения в системе общественного транспорта ждут пермяков с 15 апреля?

– С 15 апреля вводятся два изменения в оплате проезда. Первое – индексация тарифа. Разовый проезд будет стоить 40 рублей, пересадка в течение 40-60 минут – 20 рублей. Цены на проездные также изменятся пропорционально индексации тарифа.

Второе – ограничение приема наличных в транспорте. Водители перестанут продавать билеты, и оплатить проезд можно будет только безналичными способами. Обращаю внимание: когда мы только выносили этот проект в Думу, проезд наличными оплачивали 2,5 % пассажиров, сейчас – уже только 1,8 %. Видно, что люди постепенно переходят на безнал.

Мы исходим из того, что, если у человека есть банковская карта, он, скорее всего, уже оплачивает проезд ей. А если он платит наличными, значит, банковская карта ему по каким-то причинам не подходит – в силу личных убеждений или финансовых ограничений. В таком случае альтернатива – транспортная карта. И их востребованность растет. Так, с 1 февраля мы продали около 2500 транспортных карт.

Важно подчеркнуть: транспортная карта – не банковский продукт. Если положить на нее деньги, их нельзя арестовать за долги. Это, условно, та же наличка, но в пластике. Поэтому мы рекомендуем заранее оформить такую карту. Пластиковый носитель стоит 50 рублей, виртуальная карта оформляется бесплатно – в мобильном приложении «Пермский транспорт».

Разовый билет будет стоить столько же, сколько одна поездка – 40 рублей?

– Разовый билет будет стоить немного дороже, так как включает стоимость носителя. Он предназначен главным образом для тех, кто впервые приехал в Пермь, и для жителей города, которые ездят очень редко – несколько раз в год. Такой билет содержит микрочип с одной предзаписанной поездкой. В отличие от долгосрочной транспортной карты на него нельзя заранее записать несколько поездок.

Сейчас мы планируем открыть 119 точек продажи разовых билетов, а в перспективе увеличим их число до 150. Однако со временем продажи сосредоточатся в основных транспортных узлах – «воротах в город», таких как ж/д и автовокзал.

Наша цель – максимально популяризировать безналичную оплату проезда. Продолжаем расширять спектр возможностей для этого. Уже сейчас в дополнение к оплате через стационарные валидаторы и в приложении с помощью QR-кодов или Bluetooth в тестовом режиме работает оплата проезда напрямую с банковского счета через Систему быстрых платежей (СБП), без необходимости пополнения электронного кошелька.

В Перми также тестируют систему публичного информирования о безбилетниках. Как она работает?

– Здесь задействованы четыре разных системы разных разработчиков. Они обмениваются данными между собой, чтобы агрегировать информацию: сколько людей зашло в салон, сколько оплатило проезд через валидатор, сколько – через приложение. Отдельная система отвечает за вывод этих данных на монитор в заданном формате. Все эти составляющие нужно «подружить» между собой, чтобы они обменивались информацией с разумным интервалом и выводили актуальные цифры.

Не пропустите:В Перми назвали самые убыточные маршруты общественного транспорта28 марта 2025, 07:30

На данный момент система работает так, что показывает число безбилетников нарастающей суммой в течение всего рейса. В процессе доработки мы должны прийти к тому, чтобы данные обновлялись достаточно быстро – с учетом среднего времени поездки в автобусе около 20 минут. В таком случае система будет отражать ситуацию в режиме реального времени.

Есть и вторая, внутренняя часть системы, которая предназначена для координации контролеров. Сейчас для них разрабатывается специальное приложение. Уже на данном этапе сотрудники могут на время проверки билетов блокировать оплату не только с помощью валидаторов, но и по QR-коду. Раньше некоторые пассажиры пользовались этой лазейкой, чтоб избежать ответственности. В этом же приложении появится информация о количестве безбилетников в транспортных средствах. Это поможет контролеру зайти именно в тот автобус или трамвай, где прямо сейчас едет больше «зайцев», чем в других.

В будущем система мониторинга будет полезна и пассажирам. Они смогут в своем приложении видеть загруженность автобусов. Например, если ближайший автобус переполнен, а следующий – свободнее, человек может сориентироваться, какой транспорт ему удобнее дождаться.

В части повышения собираемости платы за проезд большое внимание уделяется снижению загруженности транспортных средств. Уже можно оценить эффект от запуска автобусов с «гармошками»?

– В середине января «гармошки» вышли на маршрут № 50, а с 1 марта автобусы особо большого класса начали курсировать в Закамск и на Гайву. Результат уже виден: количество оплаченных поездок увеличивается. На маршруте № 50 произошел рост на 3 тыс. оплат в день, на направлении Гайвы и Закамска – на 2,5 тыс. в день.

Масштабные изменения ожидаются с началом действия новых долгосрочных контрактов с перевозчиками. На обслуживание какой части маршрутов подрядчики уже определены, и сколько направлений еще нужно выставить на торги? Когда планируется объявить следующие закупки?

– На текущий момент заключены контракты по 28 маршрутам, по остальным сейчас идет подготовка аукционной документации, в течение апреля-мая мы объявим торги. Часть контрактов начинается в конце года, поэтому время позволяет комфортно провести конкурс и закупить технику. Условия предполагают обновление транспорта. Автобусы должны быть не старше 2024 года, а также оснащены тревожными кнопками для обеспечения безопасности пассажиров, датчиками температуры и увеличенным количеством валидаторов в салоне. Кроме того, уточняются требования к габаритам автобусов большого класса.

Одна из общих проблем в отрасли – дефицит кадров. Как сейчас обстоят дела в Перми?

– В сентябре 2024 года нехватка водителей составляла 450 человек, в январе – уже 380. Зимой ситуация традиционно немного легче: нет дорожно-строительного и туристического сезонов, когда часть водителей уходит в другие сферы.

Сейчас положение стабильное. У нас есть план мероприятий, реализация которого к концу года позволит еще улучшить ситуацию. Во-первых, за счет оптимизации маршрутов и парка, введения автобусов повышенной вместимости нам удастся сократить потребность в водителях примерно на 125 человек. Во-вторых, индексируем стоимость контрактов, что дает перевозчикам возможность увеличить зарплаты водителям и сделать вакансии более привлекательными. В-третьих, сыграет роль и то, что с водителей снимут функционал по продаже билетов.

Какие еще мероприятия запланированы для повышения престижа профессии водителя?

– На этот год у нас запланировано два конкурса профессионального мастерства. Первый – традиционный, где водители демонстрируют знание ПДД и навыки вождения на специальной трассе. Второй – новый рейтинг «ТОП-100». С 1 апреля по конец сентября мы будем оценивать водителей по нескольким критериям: соблюдение графика движения; отсутствие нарушений ПДД; качество обслуживания пассажиров (подъезд к бордюрам, отсутствие жалоб пассажиров); отсутствие ДТП. Уже сейчас на участие заявились порядка 200 человек.

Лучшие 85 водителей автобусов и 15 водителей трамваев получат по 100 тыс. рублей к Дню работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Мы хотим организовать торжественную церемонию, чтобы подчеркнуть значимость профессии и поощрить тех, кто действительно радеет за свое дело.

Для сотрудников ПГЭТ ввели доплаты за класс, который будут присваивать по результатам аттестации. Есть ли подобные программы у частных перевозчиков?

– Скажем так, это не регламентировано законодательством в качестве общеобязательной практики. Каждое предприятие вправе самостоятельно устанавливать доплаты и критерии этих доплат. Замечу, что у тех перевозчиков, которые внедрили градацию водителей по квалификации и предусмотрели соответствующие надбавки (а такие есть и среди частников), вопрос кадров стоит менее остро.

Какие меры поддержки водителей еще рассматриваются или находятся в проработке?

– При анализе кадрового дефицита в конце прошлого года мы рассматривали множество вариантов, включая те, что требуют серьезного финансирования – не только городского, но и регионального или даже федерального уровня. Некоторые инициативы, к сожалению, выходят за рамки полномочий муниципалитета и относятся к компетенции работодателей.

Сейчас активно обсуждается вопрос благоустройства конечных остановочных пунктов для улучшения бытовых условий для водителей. Пока оборудованных мест, где можно действительно комфортно отдохнуть или пообедать между рейсами, не так много. Мы работаем над этим. Здесь важно разграничить зоны ответственности: что относится к городской инфраструктуре, а что – к обязательствам перевозчиков по обеспечению санитарно-гигиенических условий для персонала.

Не пропустите:Стали известны самые прибыльные маршруты общественного транспорта Перми28 марта 2025, 13:49
Все новости компаний