Главное событие недели – доклад губернатора Максима Решетникова о проделанной в 2018 году работе.
Как-то уже обсуждали на этих страницах, что такое сообщение «граду и миру» – жанр совершенно особый. Тут и об успехах необходимо сообщить, и должный уровень критики и самокритики проявить, и не упустить детали, и более или менее четко обрисовать стратегию, генеральное направление движения (это понятно, что вперед и вверх, но вот как?) обозначить. Да еще чтобы было интересно да связно! Одним словом – трудно.
Это тем более непросто, когда поначалу хочется взяться буквально за все на свете, чутко реагировать на чаяния любого «ходока» и самую вычурную «хотелку». Эта «политика малых дел» начинается еще в период выборов и тянется за любым политиком, прошедшим через фильтр всенародной поддержки, как парашют за десантником. Но всему свое время: пожалуй, главный посыл Максима Геннадьевича в ходе выступления – у каждой проблемы должна быть фамилия, и это не фамилия губернатора.
Пожалуй, данный тезис требует более глубокого осмысления, чем позволяет этот пост. Конечно, многие благодарные сограждане (с должностью или без) без каких-либо сомнений согласятся с ним. Конечно не губернатора, а президента! Но в том-то все и дело, что и не его тоже…
В менеджменте эта проблема давно нашла свое отражение: если не делегировать полномочия подчиненным, они быстро занимают расслабленную позицию и вместо «решателей» проблем становятся (в самых запущенных случаях) их созидателями.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые ответственные лица, наверное, выражали искреннее и обоснованное удивление, когда услышали из доклада, что у них есть «все ресурсы для решения проблем». Например, главврачи, полагаю, могут восполнить недостаток «узких» специалистов (при том, что их подготовка в медакадемии, как помнится, сокращается) только переманиванием друг у друга либо похищением.
Хотя, конечно, завуалированная критика в целом вполне оправдана. Например, внедряя новую транспортную модель в Перми (далее везде) муниципалитет «отжал» (и еще собирается) у частников несколько автобусных маршрутов. Для их обслуживания МУП «Пермгорэлектротранс» понадобилось 85 машин. Выбор пал (другого слова нет) на производителя «Волгабас». С самого начала было предчувствие, что компания сначала будет долго отходить от радости победы, а потом – приходить в себя от необходимости поставить продукцию без предоплаты. И вот эти ожидания полностью оправдались. Как говорится, зачем нам враги, когда у нас такие друзья!
При этом пока ничего не слышно вот о чем: упомянутый МУП убыточен потому (среди прочего), что трамвайные маршруты во многих местах и на большом протяжении дублируются автобусными, причем цены на проезд в них одинаковые. Заставить пассажиров пересесть на электротранспорт в таких случаях невозможно. Соответственно, денег на закупку новых вагонов, ремонт и прокладку путей взять тоже негде: один лишь бюджет города такое не вытягивает. И вместо корректировки транспортной схемы в сторону «подвоза» пермяков автобусами к трамваям и городской электричке (что, кажется, предусмотрено генпланом), город вступает в конкуренцию с частными перевозчиками. Причем без необходимой матчасти. План, мягко говоря, не безупречный…
В знаменитой сцене кот Матроскин довольно точно охарактеризовал нехватку ресурсов, которая наблюдалась в избе в Простоквашино: «Средства у нас есть, у нас ума не хватает». Кажется, этот случай и к нам имеет прямое отношение.