На минувшей неделе состоялось очередное заседание Законодательного собрания Пермского края. Депутаты заслушали отчет регионального правительства об исполнении бюджета за 2018 год и поддержали выделение дополнительных средств на спортивную инфраструктуру и сферу образования. Кроме того, одобрение получили законопроекты о созданных в числе первых в России муниципальных округов.
Деньги любят счет
Министр финансов Прикамья Елена Чугарина доложила об исполнении бюджета по итогам прошлого года. Прогнозируемого дефицита удалось избежать и даже завершить год «в плюсе». «Исполнение бюджета за 2018 год зафиксировано с профицитом в размере 31 млн рублей – при том, что закладывали прогнозный дефицит в 11 млрд рублей. Доходы краевого бюджета в прошлом году составили 127,558 млрд рублей. Это на 10,9 млрд рублей больше, чем в 2017-м. Общий объем фактически произведенных расходов краевого бюджета составил 127,527 млрд рублей, что на 10% превышает объем 2017 года», – рассказала Елена Чугарина. Общий рост поступлений в казну объясняется увеличением всех налоговых доходов: на 18,2% по сравнению с 2017 годом поднялись показатели платежей по налогу на прибыль организаций, на 6,3% – поступления от налога на доходы физлиц, на 14% – от налога на имущество организаций, на 3,2% – от акцизов.
Инфографика: министерство финансов Пермского края.
Также исполнительные власти отчитались о росте инвестиционных расходов. Эта часть выросла в 2,5 раза – с 6,6 млрд рублей в 2016 году до 16,9 млрд рублей в 2018-м. Основная часть инвестиционных расходов пришлась на дорожный фонд, строительство объектов регионального значения, в том числе социальной инфраструктуры.
Председатель Контрольно-счетной палаты края Геннадий Тушнолобов отметил, что по исполнению доходной части бюджета план перевыполнен по всем видам госпрограмм, а рост доходов объясняется налоговыми поступлениями. В том числе на пополнении бюджета сказались отмененные налоговые льготы.
Объем неисполненных средств сложился в сумме 8 млрд рублей. Самые большие остатки (2,4 млрд рублей) пришлись на минстрой.
Низкое исполнение (70,3%) отмечается по расходам на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности. По данным КСП, причиной низкого освоения средств являются несколько факторов: отсутствие проектно-сметной документации или длительные сроки ее подготовки; нарушение подрядными организациями сроков исполнения госконтрактов, в том числе отставание от графика выполнения работ; экономия в связи с привлечением внебюджетных источников и по итогам проведения конкурсных процедур. При этом из 15 объектов, которые планировалось завершить в 2018 году, не были введены в эксплуатацию 10. Среди них – первая очередь зоопарка, многофункциональный миграционный центр и т.д.
Валерий Сухих, председатель Законодательного собрания Пермского края:
– Ключевым вопросом майского пленарного заседания стало рассмотрение отчета об исполнении краевого бюджета за минувший год. Ежегодный анализ необходим для оценки эффективности исполнения бюджета. За этими данными – ресурсы, необходимые решения важных для жителей края проблем: благоустройство дворов, строительство и ремонт дорог, доступная медицина, места в детских садах, современные школы и т.д. В целом исполнение краевого бюджета по расходам составило без малого 100%, это хороший результат.
Несмотря на это, депутат краевого парламента Алексей Золотарев отметил высокое освоение средств по госпрограммам, а также рост бюджета развития: «Важно отметить, что нам удалось избежать дефицита. К тому же по всем программам отмечается высокое исполнение, средний показатель освоения средств составил 94%. Значительно вырос и бюджет развития – более чем в 2,5 раза».
На службе общества.
После того как народные избранники заслушали отчет об исполнении бюджета за прошлый год, они приступили к рассмотрению изменений казны на ближайшую трехлетку. Предложенные поправки предусматривают увеличение расходов бюджета на спорт и образование.
Как пояснила депутат Дарья Эйсфельд, речь идет в том числе и о выделении 24,7 млн рублей на приобретение автобусов для образовательных организаций. Также 16,9 млн рублей потратят на замену футбольного поля стадиона «Звезда». «У нас социально-ориентированный бюджет. Поэтому общественные нужды традиционно являются приоритетом», – отметила г-жа Эйсфельд.
Также депутаты приняли постановление о направлении отзыва на федеральный закон, связанный с предоставлением альтернативы – денежной выплаты детям-сиротам для обеспечения жильем. В настоящее время обеспечение жилыми помещениями детей-сирот происходит по договору найма специализированного жилого помещения. В действующем федеральном законодательстве отсутствует возможность выбора другого способа решения жилищного вопроса. В предложении, внесенном в Госдуму РФ, предлагается установить возможность субъектам предусматривать альтернативные способы обеспечения жильем детей-сирот за счет средств регионального бюджета.
Спикер краевого парламента Валерий Сухих отметил, что в крае были наработаны практика и опыт обеспечения жильем детей-сирот через жилищные сертификаты. Теперь федеральный законодатель предлагает альтернативу – денежную выплату. «Теперь дети-сироты смогут улучшить свои жилищные условия с привлечением собственных или заемных средств, материнского капитала. Принятие данного законопроекта позволит гражданам этой группы своевременно и в полном объеме пользоваться мерами социальной поддержки», – подчеркнул Валерий Сухих.
Сила коллектива.
С 1 мая в силу вступил федеральный закон о возможности создания муниципальных округов наравне с городскими округами на базе районов. Парламент Пермского края стал одним из первых в стране, кто рассмотрел такие законопроекты. С инициативой укрупнения выступили земские собрания Александровского, Березовского и Ординского районов. Ранее идеи были поддержаны на публичных слушаниях, а затем утверждены решением представительных органов муниципалитетов.
Депутат Законодательного собрания Александр Бойченко отметил, что пожелания о преобразовании от сельских территорий поступали на протяжении последних месяцев, но объединяться в городской округ было не совсем корректно, так как большая часть населения – сельские жители. «Думаю, тенденция на образование муниципальных округов продолжится. Только в 2018 году – начале 2019-го в городские округа объединились 20 территорий. Теперь районы получили альтернативу в качестве создания муниципального округа», – отметил г-н Бойченко.
В связи с созданием муниципальных округов парламентарии одобрили изменения в закон о порядке формирования представительных органов муниципальных образований и порядке избрания глав этих территорий. Согласно проекту, избрание глав будет проводиться в таком же порядке, как и в городских округах и муниципальных районах, – представительным органом из числа кандидатов, выбранных по результатам конкурса.
Порядок на дорогах.
Ряд законопроектов, касающихся транспорта, депутаты рассмотрели во втором, заключительном чтении. Одно из изменений предполагает увеличение штрафа за безбилетный проезд на общественном транспорте: он вырастет до 500 рублей, а за повторное нарушение – до 1000 рублей.
«На протяжении последних лет штраф за безбилетный проезд составлял 100 рублей. Изначально минтранс предлагал поднять штраф в 10 раз – до 1000 рублей. Но депутатский корпус категорически высказался против такого резкого роста, чтобы исключить нагрузку на население», – пояснил депутат краевого парламента Александр Третьяков.
Также изменения коснулись установления административной ответственности за нарушения при осуществлении пассажирских перевозок – отсутствие карты маршрута регулярных перевозок на краевых и межмуниципальных маршрутах. Раньше ответственность за нарушения нес водитель. Сейчас вина ляжет на должностных лиц.