Город
  1. Город
 03 июня 2019, 07:00  

Дышать на MAN. Пермские перевозчики продолжают десятками выставлять на продажу автобусы

Дышать на MAN. Пермские перевозчики продолжают десятками выставлять на продажу автобусы
Предприниматели избавляются от автобусов, которые не подходят для участия в грядущих аукционах. Для некоторых это означает уход с рынка. Побороться за новые контракты смогут далеко не все частники
Автор:

В Перми на продажу выставлены сразу несколько десятков автобусов. Предприниматели спешат избавиться от старой техники, пока ее количество на вторичном рынке не выросло еще больше. Транспорт высвобождается из-за жестких требований к подвижному составу, которые предъявляются для участия в новых аукционах на обслуживание маршрутов (см. справку).

Директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов рассказал Business Class, что перевозчики реализуют автобусы, в том числе находящиеся в пользовании. «За те полгода, что осталось работать, как раз найдется покупатель», – пояснил он. По словам собеседника, с началом новых конкурсных процедур высвободится очень много автобусов, поэтому предприниматели хотят продать технику заранее, а не когда рынок окажется перенасыщен и нужно будет срочно отдать ее за копейки.

Налетай, торопись!

В конце мая на сайте Avito размещено объявление о продаже 25 автобусов MAN и Mercedes «в связи с обновлением парка». Реализуют их перевозчики, обслуживающие маршруты №4 и №63 (НП «Автолидер»). Продавец указывает, что техника находится «в хорошем рабочем состоянии», и просит от 450 тыс. за автобус (с возможностью торга). Продается также низкопольный MAN малой вместимости 1994 года выпуска с маршрута №3, на котором с 1 мая запущены большие автобусы.

Перевозчик, работающий на маршруте №20, выставил на продажу 20 автобусов марки «МАЗ» 2010 года выпуска. Транспорт имеет низкий пол, двигатели и коробки передач немецких брендов (Deutz и Voith). Техника предлагается за 1 млн рублей. Аналогичные по параметрам автобусы выставил на продажу предприниматель, обслуживающий маршрут №10. В наличии имеются 15 единиц по цене 1,5 млн рублей.

Еще одно объявление озаглавлено «Распродажа городских автобусов Scania». За технику 2007 года выпуска, экологического класса «Евро 4» с низким полом, системами климат-контроля, видеонаблюдения и автоинформирования просят от 1,7 до 2,2 млн рублей.

В аукционах смогут принять участие не все действующие перевозчики. Как минимум один фактически покинул рынок уже в мае – с запуском пилотного проекта новой транспортной модели. Речь о перевозчике (ИП Красновский), обслуживавшем маршрут №3 «Нагорный – Пермь II», на котором теперь начал работать МУП «Пермгорэлектротранс». Представитель перевозчика Елена Красновская в разговоре с «bc» отметила, что имеющиеся автобусы сейчас продаются, а планов по приобретению новых нет: это требует слишком больших затрат.

Единственный маршрут, на котором с 1997 года работал ИП Красновский, имеет свою специфику. Из-за ограничений по весу транспортных средств, введенных на путепроводе на ул. Монастырской вблизи Перми I, автобусы №3 всегда были малой вместимости (типа «ПАЗ»). Только с началом работы ПГЭТ на это направление поставили большие «Волгабасы». «Для техники малой вместимости в новой маршрутной сети не осталось места. Я могу согласиться с тем, что в принципе в центре города большие автобусы уместнее, но с маршрутом №3 – история особая», – говорит Елена Красновская.

По ее мнению, класс автобусов на этом направлении изменен неправомерно. Перевозчик считает: прежде чем запускать по путепроводу тяжелую технику, необходимо было провести обследование сооружения и обнародовать результаты экспертизы: допустимо ли использование больших автобусов на этом участке. «Уже 20 лет назад путепровод был аварийным. Реконструкцию за прошедшее время не проводили, поэтому нет оснований полагать, что состояние сооружения улучшилось. Отметим, что по информации краевой прокуратуры обследование путепровода проводится по заказу «Пермблагоустройства», итог станет известен до конца июня.

Г-жа Красновская отмечает: при планировании транспортной реформы власти совсем не учли интересы перевозчиков, практически все решения, по ее словам, «приняты втемную». Изменения на рынке в результате введения всех новшеств, по прогнозам перевозчика, будут зависеть лишь от финансовых возможностей муниципалитета: купят для ПГЭТ столько автобусов, на сколько хватит средств и «заберут» то количество маршрутов, для обслуживания которого хватит техники.

С 1 мая в Перми запущен пилотный проект транспортной модели, в который вошел электротранспорт и 10 автобусных маршрутов. По результатам прошедших конкурсных процедур частные перевозчики выиграли только три маршрута из десяти, причем с небольшим объемом работы и необходимым количеством техники от одной до трех единиц. Остальные направления получил МУП «Пермгорэлектротранс», для которого администрация Перми закупила 85 полностью низкопольных автобусов марки Volgabus.

На аукционах по пилотным маршрутам власти предъявили следующие требования к подвижному составу: все автобусы должны иметь максимальный срок эксплуатации до 12 лет, экологический класс не ниже «Евро-4» и низкий пол. При этом не менее 50% техники требуется не старше пяти лет, стандарта «Евро-5» и стопроцентно низкопольные (вход во все двери без ступенек).

Остальные маршруты будут включаться в работу по новым правилам по мере окончания действующих договоров с перевозчиками. По информации городского департамента дорог и транспорта, это планируется сделать в несколько этапов. К 1 февраля власти намерены заключить контракты по 15% маршрутов, с 1 апреля – еще по 30%. Плюс 35% должно добавиться с 1 июня и оставшиеся 20% – с 15 июля.

Михаил Ухватов отмечает: перевозчики реализуют транспортные средства, но пока новые не покупают. «Автобус, соответствующий конкурсным требованиям, стоит 8-10 млн рублей. Но главным ограничением для участия в аукционах для предпринимателей может стать банковская гарантия», – считает он.

Пятилетние контракты хоть и привлекательны с точки зрения финансовой стабильности, но создают трудности с обеспечением заявки, так как его размер увеличивается пропорционально стоимости контракта. Кроме того, при получении банковской гарантии на такой долгий срок увеличиваются издержки. Как пояснил один из предпринимателей, гарантия на 36 месяцев выдается под 1,5-2% годовых, а при сроке 60 месяцев ставка увеличивается в два-три раза. Но ключевой момент, по его словам, состоит в том, что если при получении трехлетней гарантии есть возможность обойтись без залога, то при пятилетнем сроке он точно потребуется.

Собеседник добавляет, что те предприниматели, которые готовы купить новые автобусы и имеют на это средства, могут не успеть получить технику к началу конкурсных процедур. Запросы в адрес заводов производителей показали, что в среднем исполнения заказа необходимо ждать около года. То есть если оплатить автобусы сейчас, то они, скорее всего, не успеют прийти в Пермь к сроку, когда планируется заключить большинство контрактов. Со срывом сроков уже столкнулся муниципальный перевозчик: контракт на поставку 85 автобусов Volgabus исполнен с задержкой около месяца. «Наблюдается дефицит полностью низкопольных автобусов. Как следствие могут возникнуть задержки, так случилось при поставке техники для «Пермгорэлектротранса», – соглашается Михаил Ухватов.

В связи с этим перевозчики будут настаивать на переходном периоде при внедрении новой транспортной модели, в течение которого можно было бы самортизировать транспорт.

Еще и по банкротству.

Конкурсный управляющий ООО «Закамский автобус-2» объявил о планируемых торгах по продаже имущества, находящегося в залоге у Сбербанка. Процедура состоится 14 августа 2019 года.

Лотами на аукционе станут двенадцать автобусов. Пять из них – марки МАЗ по цене 114-489 тыс. рублей за штуку; четыре «Мерседеса», которые оценены в 92-354 тыс. рублей, и три «НЕФАЗа» начальной стоимостью 331-370 тыс. рублей. В общей сложности 12 единиц техники будут выставлены на торги по цене 4,138 млн рублей.

Компания «Закамский автобус-2» признана банкротом в феврале текущего года. Она входит в одноименный автотранспортный холдинг, одна из организаций которого задолжала Сбербанку 78,7 млн рублей.

Все новости компаний