Появление вокзала Пермь II обусловлено сооружением железнодорожной линии Пермь – Кунгур – Екатеринбург, начавшимся в 1906 году. Эта магистраль оказалась гораздо удобнее, чем проложенная ранее Горнозаводская дорога. Новая ветка сдана в эксплуатацию 1 ноября 1909 года. Она сократила расстояние от Перми до Екатеринбурга на 117 верст и позволила использовать более мощную технику.
Строительство железнодорожной станции в Перми.
Строительство перегона Пермь – Заимка.
Строительство здания вокзала Пермь II.
Строительство депо станции Пермь II.
Новая железнодорожная станция «Пермь – Заимки» была построена в четырех верстах от станции «Пермь» Уральской Горнозаводской железной дороги, открытой в 1878 году (ныне Пермь I). Станция создавалась как крупная распределительная узловая с тремя направлениями движения. На развитие «Пермь – Заимки» было отпущено 1 051 942 рубля, в том числе 120 000 рублей на постройку вокзала. Станция была отнесена ко второму классу.
Здание железнодорожного вокзала нач. ХХ века.
Паровозное депо.
Дорожный мастер на путейском велосипеде.
Свое нынешнее название Пермь II получила в 1910 году. Вокзал имел два выхода: как и сейчас, с одной стороны поезда шли по главному направлению (Вятка – Пермь – Екатеринбург), с другой – в сторону Перми I. Площадь вокзала Пермь II составляла 412,99 кв. сажен. В здании были устроены парадные комнаты, буфеты, помещения для почты, канцелярии коменданта, жандармской службы и комната для заправки ламп, так как освещение вокзала было керосинокалильным. 1 апреля 1911 года Пермь II была отнесена к станциям первого класса.
Внешний облик здания был уникален: в нем можно различить «паровоз» и «вагоны», въезжающие на привокзальную площадь. «Паровоз» – это здание центрального павильона, а «вагоны» – одноэтажные здания, которые идут следом за ним.
Коллектив депо Пермь II, 1917.
Отряд красноармейцев на бронепоезде, 1918.
24-25 декабря 1918 года Пермь была захвачена частями Сибирской армии Александра Колчака. Белые заполучили огромное количество продовольствия и военных грузов. Взятие города и железнодорожного узла вошло в историю под названием «Пермская катастрофа».
1 июля 1919 года Пермь вновь была взята частями Красной Армии. Но при отступлении белым удалось взорвать пролет Камского железнодорожного моста, что практически парализовало работу Транссиба. Первоначально транспортировка подвижного состава через Каму была организована на баржах. А с 23 декабря 1919 года стала функционировать ледовая переправа, позволявшая перевозить через Каму до 400 железнодорожных вагонов ежедневно.
Недалеко от вокзала, 1920.
16 февраля 1929 года при погрузке ящиков с динамитом для горных работ на товарном дворе станции Пермь II случилось ЧП – в 14 часов дня взорвалось одновременно 1100 кг динамита. Погибли 15 человек, еще 54 получили ранения разной степени тяжести. Взрыв разрушил здание товарной конторы, сортировочную площадку, два барака для рабочих. Ударной волной выбило стекла в здании вокзала и в одном из корпусов расположенного рядом университета. Уже к утру 17 февраля поврежденные пути товарного двора были очищены и восстановлены.
Калинин М.И. председатель Президиума Верховного совета СССР во время выступления на митинге у железнодорожного вокзала.
2 декабря 1941 года из цеха №1 паровозного депо станции Пермь II отправлен на фронт первый построенный на Западном Урале бронепоезд «Молотовский рабочий».
В 1945 году завершена электрификация участка Пермь II – Чусовская.
Вокзал до реконструкции снят в романтической комедии 1947 года «Поезд идет на восток».
Отправление первого электропоезда в Перми.
Со временем вокзал Пермь II перестал справляться с возросшими пассажиропотоками и встал вопрос о строительстве нового здания. Реконструкция началась в 50-е годы, в 1963 году построен новый вокзал с подземными переходами. Здание расширили на запад и надстроили двумя этажами. С тех пор облик вокзала кардинально не менялся.
Митинг после реконструкции вокзала, 1962.
1970-е.
Л.И. Брежнев с Б.В. Коноплевым на станции Пермь-II, 1978.
Фирменный студенческий поезд, 1980-е.
Проводы машиниста фирменного поезда Кама П.С. Соловьева в 70-й рейс, 1987.
Фирменный поезд «Кама», 1988.
РЖД вновь отменяют фирменный поезд «Кама» Пермь – Москва16 августа 2019, 17:30
Школьники из Дании во время встречи их преподавателями пермской школы № 77 на вокзале, 1992.
Стоянка такси, 2001.
На вокзале работают два кассовых зала, шесть залов ожидания, комнаты отдыха, камеры хранения, медпункт, зал повышенной комфортности, буфет. В 2016 году на привокзальной площади демонтировали киоски. В 2017 году на станции отремонтировали пешеходный тоннель.
Сейчас на привокзальной площади ведутся работы по реконструкции здания бывших билетных касс пригородного направления. Там откроется торговый павильон.
С 2006 года обсуждаются планы реконструкции вокзала и создания совмещенного с автовокзалом транспортно-пересадочного узла (ТПУ). В конце 2010 года концепцию реконструкции представила немецкая компания Deutsche Bahn. Вдохновившись гербом Перми, архитекторы придумали здание, напоминающее медвежью лапу. Средства на предпроектные работы РЖД запланировала на 2012 год. В конце 2013 года должна была быть разработана документация для строительства. Для этой цели создали проектную организацию ОАО «РВ-Пермь». Проект она так и не подготовила и сейчас находится в стадии ликвидации.
С 2015 года над новым проектом ТПУ работал московский инвестор «Трансстройм». В конце 2017 года компания представила свою концепцию. Все основные моменты были согласованы с властями. Но стороны разошлись в вопросе строительства крупного ТЦ на месте бывшего Товарного двора. Чиновники настояли, что на этой территории необходима квартальная застройка.
В феврале 2019 года завершилась сделка по выкупу Товарного двора в собственность Пермского края. Вокзал Пермь II будет реконструировать РЖД. Согласно планам, работы должны быть завершены до конца 2022 года. Сейчас модернизация вокзала Пермь II находится на стадии предпроектной разработки основных архитектурных и градостроительных решений. Предпроектная документация будет сдана в 2019 году, проект – в 2021 году. На 2022 год запланировано прохождение главгосэксперизы, подготовка рабочей документации и начало строительства.
Редакция Business Class выражает благодарность Государственному архиву Пермского края за предоставленные фотографии.