Администрация Перми внесла в думу новую методику формирования тарифа на проезд. Первый проект был предложен в августе и в итоге остался нерассмотренным. В нем для определения стоимости проезда предлагалось делить расходы на оплату транспортной работы, рассчитанные на основании приказа Минтранса РФ № 158 (об определении начальной цены контракта с перевозчиками), на пассажиропоток, полученный по данным автоматической системы учета.
Новый вариант основан на действующем решении городской думы № 7 о порядке утверждения тарифа. «Мы понимаем, нельзя переходить к расчетам по приказу № 158, поскольку в его основе лежит модель взаимоотношений с перевозчиками, которая сейчас действует только в рамках пилотного проекта. Его итоги не подведены, и кроме того, не завершилось внедрение единой системы учета пассажиропотока, точного показателя мы не имеем», – пояснил Business Class первый заместитель председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин.
Теперь мэрия предложила проект изменений в думское решение № 7, в частности, дополнив его положением о тарифном меню. При расчете по этому порядку экономически обоснованный тариф равен 26 рублям. После принятия новой методики на пленарном заседании думы в сентябре администрация вынесет на рассмотрение депутатов именно эту величину тарифа, а не 28 рублей, как предполагалось раньше. При этом не исключено, что в ходе обсуждения с депутатским корпусом найдется возможность еще снизить базовую цену билета.
В ходе расчета стоимости проезда администрация оценила затраты на обновление транспорта. «В мэрии посчитали, как единовременный переход на качественно новый транспорт повлияет на тариф. Приобретение нужного количества автобусов по лизинговой схеме увеличивает затраты примерно на миллиард рублей в год», – рассказал Business Class депутат Сергей Богуславский. – Это один из факторов, влияющих на тариф. Наряду с ним есть изменение маршрутной сети и оптимизация транспортной работы, которые, наоборот, способствуют снижению расходов на отрасль. До финальной стадии, на которой все эти составляющие согласуются между собой, мы еще не дошли».
Ряд депутатов считают, что необходимо продолжать покупать автобусы для муниципального перевозчика и расширять его долю на рынке. Якобы иначе получается, что пассажиры оплатят приобретение частниками новой техники.
«На осуществление регулярных перевозок в 2021-2023 годах предлагается выделять порядка 6,5 млрд рублей в год. Если сейчас ничего не делать – не менять подвижной состав, не вводить тарифное меню, то расходы на отрасль составляют примерно 4,5 млрд рублей. Большая часть из этой разницы – затраты на обновление транспорта в лизинг в течение пяти лет и порядка 700-800 млн рублей – стоимость внедрения тарифного меню», – отметил депутат Александр Филиппов в ходе круглого стола по обсуждению программы организации регулярных перевозок. «При этом покупать новые автобусы предполагается достаточно скромными темпами – с четвертого – пятого года действия контракта, а платить по новому тарифу, покрывая затраты перевозчиков на лизинг, – с первого года. Зачем? В таком случае логично требовать, чтобы при выходе на линию все автобусы должны быть обновлены?» – рассуждает он.
Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Анатолий Путин пояснил, что обновить весть транспорт разом невозможно из-за ограниченности производственных мощностей заводов. «Что касается затрат перевозчиков, то их величина меняется в зависимости от доли транспорта, которую необходимо обновить. В первый год в расчет не берутся расходы на обновление всего парка», – добавил он.
«Может быть, есть смысл поставить перед собой амбициозную задачу и самим обновлять транспорт? Надо просчитать экономику проекта, если в него зайдет МУП «Пермгорэлектротранс» или в целом муниципалитет. Тогда частные перевозчики будут не нужны, тем более, если мы все равно расходы на покупку автобусов оплачиваем в тарифе. Никого не надо ждать, просить – поедем сами», – предложил г-н Филиппов.
Его поддержала депутат Вероника Куликова. «Почему не прописать в контрактах замену сразу же 100 % подвижного состава? Перевозчики будут понимать, что должны понести затраты, но у них есть долгосрочные соглашения, которые позволят их покрыть», – отметила она.
Заместитель главы Перми Людмила Гаджиева подчеркнула, что производители не выпустят 700 автобусов за полгода.
«Зачем загонять себя в ситуацию, когда мы объявим аукционы, а на них никто не заявится? Людей все равно надо перевозить. Поэтому мы ищем баланс между жесткостью требований и реальностью их исполнения. Нужно провести аукционы так, чтобы они состоялись. За счет конкурентной борьбы еще и сэкономим», – объяснила г-жа Гаджиева.
Дмитрий Малютин отметил, что нужно расширять присутствие муниципального перевозчика на рынке. «Мы хотим, чтобы именно власть определяла условия функционирования общественного транспорта. До этого она была, максимум, статистом, наблюдающим за изменениями в отрасли. Почему нам не нарастить долю муниципального парка? Это инструмент против саботажа со стороны частных перевозчиков», – заявил он. С ним согласился депутат Василий Кузнецов: «Только так нас станут слушать и вовремя претворять наши решения в жизнь».
Александр Филиппов сообщил о том, что предприниматели буквально накануне поставили мэрии ультиматум: «Если не поднимите тариф, с 1 января на линию не выйдем». По его информации, это произошло в среду на встрече Людмилы Гаджиевой с четырьмя перевозчиками. Один из перевозчиков, опрошенных Business Class, рассказал, что 4 сентября состоялась встреча в мэрии по текущим вопросам. Среди прочего предприниматели отмечали, что отрасль недофинансирована и находится в тяжелом состоянии. Но никаких ультиматумов не ставили, уверяет собеседник. «Пассажиры не должны страдать, не выходить на линию – не конструктивная позиция», – заявляют предприниматели.
Людмила Гаджиева не подтвердила и не опровергла слова Александра Филиппова. Подводя итоги встречи, она отметила, что администрация проведет сравнительный анализ моделей, при которых значительную долю рынка занимают частные перевозчики, и варианта покупки муниципальных автобусов.
Согласно представленной сейчас программе приобретения новых автобусов за счет бюджета не планируется, но она предполагает покупку 28 низкопольных трамваев. По словам Анатолия Путина, рассматриваются разные варианты их приобретения, в том числе по лизинговой схеме, которая позволит получить все вагоны одновременно в первой половине 2020 года.