Как стало известно Business Class, 30 октября состоялось заседание Общественно-консультативного совета во главе с заместителем главы администрации Перми Людмилой Гаджиевой. С депутатами гордумы и перевозчиками обсудили условия новых контрактов. В заседании также принял участие заместитель министра транспорта Пермского края Александр Клебанов.
В целом озвученные требования жестче, чем представленные буквально две недели назад в Пермской торгово-промышленной палате. «В ТПП мы говорили о варианте, когда перевозчик должен иметь 25% новой, стопроцентно низкопольной техники к концу 2020 года. После обсуждения в краевом министерстве транспорта и в Пермской городской думе предложено ужесточить это условие: 30% подвижного состава должно соответствовать указанным требованиям к 15 июля 2020 года», – рассказал «bc» начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин. Он добавил, что одновременно заявлено послабление: если ранее на перевозчика собирались возложить обязанность по ежегодному обновлению определенной доли автобусов, то теперь предполагается, что заменять технику нужно в «естественном» темпе – по мере достижения 10-летнего возраста.
Изменения уже сказались на планах некоторых игроков рынка по участию в планируемых аукционах. Перевозчик Александр Стерлягов отметил, что предполагаемая стоимость контрактов по-прежнему занижена (в среднем 112 рублей за автокилометр для больших автобусов) и не соответствует тем требованиям, которые заявила администрация. «На данный момент не вижу экономической целесообразности в участии в аукционах в январе 2020 года», – заявил он. Собеседник подчеркнул, что не против технического прогресса и обновления транспорта в плане его оснащения дополнительным оборудованием, но желания заказчика должны соответствовать его возможностям. Перевозчик добавил, что когда администрация утвердит начальную цену контракта нормативным актом, считает нужным попросить прокуратуру и УГАДН провести экспертизу документа, подкрепив обращение расчетами.
Предприниматели не раз заявляли о том, что стоимость автокилометра не соответствует реальным затратам на перевозку, которые фактически составляют порядка 150-160 рублей. А к смене требований относительно обновления подвижного состава они уже привыкли. «Когда мы обсуждаем тему в кругу перевозчиков и представителей ТПП, администрация говорит о том, что всецело идет навстречу бизнесу и снижает «входные» требования для участия в аукционах, а обновление предлагается производить равными частями. Ровно через две недели, собравшись в более широком составе, мы слышим уже другие требования», – говорит директор НП «Единый Союз перевозчиков» Михаил Ухватов.
Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов также отмечает, что правила постоянно меняются: «Сейчас власти сказали: «Хотим вот так». По большому счету, все вернулось к тому, с того начинали. Для меня очередной поворот не стал неожиданностью». Перевозчик заметил, что лично для него очередная корректировка значительной роли не играет. «Дождемся аукционных процедур и посмотрим, кто поучаствует. Но надо заранее просчитать риски: если на какие-то маршруты никто не сможет зайти, то автобусы не поедут. И попробуйте потом объяснить пассажирам, что хотели как лучше», – добавил он.
Анатолий Путин на вопрос о рисках, связанных с тем, что перевозчики посчитают участие в аукционах экономически нецелесообразным или условия окажутся неисполнимыми, ответил: «Острую реакцию ужесточение требований вызывает у перевозчиков, которые имеют преимущественно старый автопарк. Для тех, кто ежегодно хотя бы часть средств направлял на покупку техники, ситуация выглядит иначе. В этом случае после обновления 30% подвижного состава в первый год действия контракта дальнейшая покупка техники по мере достижения ею 10-летнего возраста будет требовать относительно небольших затрат».
Депутат Пермской городской думы Александр Филиппов отметил, что администрация должна создать «нормальные конкурсные условия, чтобы не подвергаться шантажу частными перевозчиками». «Требования к подвижному составу должны быть выполнимыми. Не скажу, что привлекательными, но рабочими, чтобы аукционы привлекли максимальное количество участников и они конкурировали между собой. Если кому-то условия не нравятся, то либо идите в суд, либо не участвуйте», – заявил депутат.
Г-н Филиппов считает представленные сейчас требования «компромиссными». «Перевозчики говорят об ужесточении, так как ориентируются на информацию, которую им дали на площадке ТПП: что они зайдут на аукционы с хламом и за пять лет обновят только 60% подвижного состава. Но, с другой стороны, изначально администрация заявляла о намерениях заменить 100% автобусов на полностью низкопольные. На мой взгляд, нынешний вариант позволяет уйти от крайностей и точно имеет право на жизнь», – отметил он.
По словам Анатолия Путина, при предложенных требованиях к подвижному составу через пять лет действия контрактов 80% автобусов в Перми будет соответствовать заявленным властями требованиям: до пяти лет, экологический класс «Евро-5», полностью низкий пол. Остальные 20% парка приведут в соответствие со сравнительно более мягкими требованиями социального стандарта РФ: до 10 лет, «Евро-4» и полунизкопольность.
Чтобы каждый мог.
С 1 декабря в Перми планируют ввести в обращение транспортные карты, которые можно будет использовать как электронный кошелек. Об этом Business Class рассказал начальник департамента транспорта Анатолий Путин. В отличие от льготных проездных, такую карту вправе приобрести любой желающий. Ее баланс можно пополнять на произвольную сумму, из которой будет списываться по 20 рублей за поездку.
Сейчас департамент готовится объявить закупку на выпуск карт, а также на оказание услуг по их реализации в пунктах продаж.
Ранее предполагалось, что безналичная оплата проезда станет доступна во всем транспорте Перми с 1 февраля 2020 года, вместе с введением нового тарифа. Сейчас принято решение о том, чтобы обеспечить эту возможность раньше. Требование планируется прописать в дополнительных соглашениях к договорам на обслуживание маршрутов.