Дарья Александровна, сколько законопроектов, законодательных инициатив подготовила фракция за год? Сколько одобрено?
– Мы довольно успешно отработали этот год. И 30 законопроектов и проектов постановлений, почти все они были поддержаны нашими коллегами. Традиционно большая часть инициатив носила социальную направленность.
Какой курс был взят фракцией на этот политический год? Удалось ли его удержать?
– Фракция «Справедливая Россия» всегда придерживалась одного курса – совершенствование законодательства в социальных сферах – здравоохранении, образовании, помощи населению, а также законотворческая деятельность, направленная на достижение социальной справедливости и соблюдение прав граждан. Того же курса мы придерживались и в 2019 году. Я считаю, что за этот срок нам удалось добиться многих побед.
Если говорить об отдельных инициативах СР в Законодательном собрании, то депутаты фракции были среди соавторов законопроекта о возвращении прямых выборов. Почему этот закон необходим, на ваш взгляд? Он не был поддержан. Планируете ли вновь выходить с инициативой?
– Мы настаивали, настаиваем и будем настаивать на возвращении прямых выборов мэров, это позиция нашей фракции, нашей партии и наших избирателей.
При подготовке этого законопроекта мы проанализировали опыт других регионов, изучили множество исследований политологов и социологов. Так, например, результаты совместного исследования Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ и Петербургского Европейского университета показали, что главы, избранные всенародным голосованием, более опытные и компетентные, нежели их коллеги, которых назначали конкурсные комиссии и муниципальные депутаты.
Кроме того, напоминаю: Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой четко говорится, что граждане должны самостоятельно определять, как им выбирать глав своих территорий. При выборе главы муниципалитета государство не может диктовать свои условия: согласно Конституции, ОМСУ не входят в систему государственных органов власти.
Законопроект не поддержали только наши коллеги из «Единой России». Но результаты их голосования тоже показательны: значительная часть ихколлег не проголосовала против, а воздержалась. Это говорит о том, что они понимают необходимость возврата прямых выборов, но нарушить партийную дисциплину не могут. Ведь «Единая Россия» – это партия чиновников, а для них удобна вертикаль – от региональный власти до муниципального уровня. Им так проще работать, но при этом зачастую не учитывается мнение населения.
Впрочем, уверена, что мы еще увидим ту же инициативу за авторством кого-то из депутатов от «Единой России». Тренды меняются. Недавно, например, о передаче реальных полномочий муниципалитетам заявил глава Контрольно-счетной палаты Алексей Кудрин.
Еще одна из важных инициатив вашей партии в ЗС касалась поддержки работников бюджетной сферы. В чем состояла его суть? В какой мере сегодня в Пермском крае осуществляется поддержка бюджетников и почему этого недостаточно? Проект не приняли, но позже были поддержана индексация заработной платы работников бюджетной сферы на 4% и пожарных на 11%. Как вы оцениваете эти меры?
– Мы предлагали выйти с инициативой об изменении законодательства на федеральном уровне с целью установить норму, согласно которой оклад работников бюджетной сферы – педагогов, врачей, работников культуры – должен быть не менее двух МРОТ.
Сегодня зарплата учителей, врачей и работников культуры складывается из тарифной ставки или оклада, выплат стимулирующего характера и компенсаций. Часто их выплачивают, чтобы просто дотянуть до законного уровня. Это неправильно.
Да, инициатива не была поддержана, но нашу позицию учло правительство при подготовке бюджета Пермского края, и в следующем году вырастет заработная плата бюджетников. Да, это не та сумма, о которой мы говорили, но мы продолжим отстаивать права бюджетников.
Также фракция СР вместе с другими оппозиционными фракциями в ЗС отстаивала принятие законопроекта о «детях войны». Для чего нужен этот закон? Есть ли у вас планы вновь выходить с инициативой?
– Это была инициатива наших коллег из КПРФ, а мы ее поддержали. Подобные законы уже приняты в 15 регионах страны. Проблема заключается в том, что многим детям в годы войны пришлось непросто: они наравне со взрослыми работали в полях, стояли у станков. Детства как такового у этих людей не было. С выходом на пенсию они не получили от государства никаких льгот или дополнительных выплат.
Одна из последних личных ваших инициатив – увеличение расходов на строительство фельдшерско-акушерских пунктов, а также на покупку новых машин для станций скорой помощи. При этом соавтором законопроекта выступил ваш коллега по комитету – единоросс Сергей Клепцин.
– Да, это наш совместный проект. Мы отработали с правительством и нашли дополнительные средства. Строительство ФАПов мы фактически ускоряем. Теперь относительно машин скорой помощи. В последний год мы видим, что подрядчик периодически испытывает трудности с исполнением государственного заказа, и если экономическое состояние подрядчика ухудшится, мы рискуем остаться без службы скорой помощи. Отмечу, что покупка автомобилей не отменяет работы с аутсорсером, а является «подушкой безопасности» на случай ЧС или если машины аутсорсера не выйдут на линию.
А как вы вообще оцениваете бюджет Пермского края на следующие три года?
– Я уже неоднократно говорила, что этот финансовый документ – лучший из тех, что мы видели за последние годы. Он направлен на развитие региона, а не на освоение ради освоения. Более 70% запланированных расходов – на социалку, причем мы еще строим ряд крупных объектов: те же новые здания галереи и театра оперы и балета.
Но у нас есть некоторые опасения в части исполнения доходной части бюджета: крупный бизнес считает, что у них сейчас нет возможности платить высокие налоги в бюджет.
Какие планы депутаты поставили перед собой на следующий год?
– Мы продолжим тот же курс, что и раньше. Кроме того, мы намерены усилить контроль за исполнением расходной части. Нам хочется, чтобы все, что запланировано правительством и депутатами, было исполнено. Потому будем более плотно работать с исполнительной властью.