После подписания Министерством транспорта РФ приказа о закрытии железнодорожного перегона Пермь II – Пермь I начинается новый этап подготовки к выкупу недвижимости «РЖД». По информации Business Class, формируются подлежащие отчуждению земельные участки. В процессе задействованы администрация Перми, Росимущество, «РЖД» и Росжелдор. После утверждения и регистрации изменений начнется подготовка к передаче имущества в собственность администрации Перми. Власти рассчитывают, что сделка будет оформлена в середине 2020 года. Перед этим одобрить приобретение имущества должна городская дума.
Средства на покупку муниципалитету выделят краевые власти. В период с 2020 года по 2022 год из бюджета региона предлагается направить 3,18 млрд рублей на выкуп земельных участков, а также строительство 4,5 км трамвайных путей между вокзалами Пермь I и Пермь II. В 2020 году на эти цели закладывается 2,25 млрд рублей, а в 2021-м – 936 млн рублей. Объем финансирования определен с учетом предварительной сметной стоимости укладки трамвайных путей и расходов на выкуп. Рыночная оценка стоимости недвижимости еще не определена.
Открытым остается вопрос о дате прекращения движения поездов по перегону Пермь II – Пермь I. После подписания 24 декабря приказа министра Евгения Дитриха о его закрытии электрички по-прежнему продолжают курсировать на этом участке. Как пояснили Business Class в министерстве транспорта Пермского края, федеральное ведомство направило приказ в ОАО «РЖД», и теперь госкорпорация должна издать аналогичный документ и установить дату прекращения движения на перегоне исходя из своих регламентов.
По словам источника «Коммерсант-Прикамье», документ может появиться либо на этой, либо на следующей неделе. «Мы к нему готовы, все предстоящие действия служб расписаны», – отметил собеседник в правительстве. По одной из версий, обозначенных изданием, «РЖД» не согласовывает сроки закрытия движения до получения от краевых властей гарантий надежности путей на КамГЭС. В компании хотят удостовериться, что мост справится с возросшим трафиком в случае прекращения движения на участке Пермь II – Пермь I. Ранее сообщалось, что движение на участке между станциями Пермь I и Пермь II может сохраниться как минимум до весны 2020 года из-за низкой пропускной способности путей на дамбе Камской ГЭС. Для ее увеличения в мае-июне 2020 года предполагалось провести перекладку железнодорожного полотна и уложить бесстыковые рельсы.
Вскоре после появления информации о возможном переносе сроков закрытия перегона было объявлено о подписании приказа Минтранса РФ. Тогда власти подтвердили, что в мае 2020 года начнется ремонт 8-километрового участка железнодорожных путей на дамбе Камской ГЭС. Вместе с тем глава регионального минтранса Николай Уханов сказал, что объект не имеет никаких проблем с пропускной способностью.
Тогда же был озвучен ожидаемый размер инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры с связи с изменением движения по Горнозаводскому направлению. Строительство транспортно-пересадочного узла «Пермь II», включающего авто- и железнодорожный вокзалы, обойдется примерно в 3 млрд рублей. На создание ТПУ «Мотовилиха», после открытия которого планируется прекращение железнодорожного движения на участке Пермь I – Мотовилиха, потребуется 1,6 млрд рублей. Расходы на запуск трамвайного движения (укладку путей, оборудование остановочных пунктов, переходов и перпендикулярных пешеходных связей с центром города, освещение участка) также оценили в 1,6 млрд рублей.
Предполагается, что ТПУ «Пермь II» будет построен до конца 2022 года. Проект планируется реализовать за счет средств инвестпрограммы ОАО «РЖД», в том числе тех 800 млн рублей, которые госкорпорация получила от продажи Пермскому краю участка бывшего Товарного двора. ТПУ «Мотовилиха», согласно планам, станет конечной станцией электричек в 2023 году. «Железнодорожную часть» узла оплатит «РЖД», а край должен будет добавить 200 млн рублей на строительство автовокзала.