Экономика
  1. Экономика
 29 февраля 2020, 10:00  

​По законам логики. Левон Гарслян – о трендах и философии Метафракс Групп

​По законам логики. Левон Гарслян – о трендах и философии Метафракс Групп
Левон Гарслян, директор по стратегии и оценке инвестиций компании «Metadynea», – о тенденциях рыночных рисках и новых возможностях

Левон Арменович, в компании Metadynea вы отвечаете за формирование стратегии и оценку инвестиционных проектов. Расскажите немного про «кухню» принятия решений: процесс формализован и оцифрован или допускает обсуждения и дискуссии?

– Метафракс Групп очень повезло, поскольку у акционеров есть воля, чтобы смотреть в будущее. Знаете, с управляющим директором Metadynea в Кремсе мы постоянно говорим о стратегических вопросах. В ходе одной из таких дискуссий пришли к единогласному выводу, что в России матричная система управления сегодня не работает (эта структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, с другой – руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками выполнения данного проекта – «bc»). Поэтому роль и воля акционера и председателя совета директоров крайне важны. Когда они есть, то намного проще обсуждать и реализовывать стратегические задачи.

Что касается «кухни» принятия решений, то, конечно, можно все оцифровать, использовать разные технологии и инструменты, однако в первую очередь важна системная работа. Часто приходится слышать, как ругают консультантов, дескать, пришли такие умные, обозначили свое видение и ушли. Да, они уходят. Но на предприятии должна быть система исполнения и претворения в жизнь принятых решений. Это планомерная и не всегда приятная работа, но без нее никак.

К тому же стратегия – это не операционная история. Тебе нужно каждый раз садиться и говорить: «Вот наша стратегия, вот решение, которое я должен принять. Как они соотносятся? Не импульсивно ли принимать их с учетом лишь сегодняшних обстоятельств?»

Бюджет проектов, которые реализует группа компаний, измеряется колоссальными суммами. За счет чего можно минимизировать риск ошибки?

– Мы смотрим на 5-10 лет вперед, задаем и оцениваем тренды. Когда наших аналитиков просишь сделать прогноз рынка, они сидят, мучаются. Их можно понять: сказать, как будет двигаться рынок, – дело неблагодарное. Я всегда говорю: «Коллеги, основное в этом процессе – логика. Вы должны привести аргументы в обоснование своего прогноза, логически подтвердить все свои выкладки».

Минимизировать риски позволяет системная работа и анализ огромного объема информации. Здесь, безусловно, есть ресурсы. Сегодня Метафракс Групп – это сразу несколько крупных предприятий, и необходимо дальше улучшать качество взаимного обмена данными.

«Метафракс» сейчас реализует масштабный проект – возводит комплекс АКМ в Губахе. Вы были вовлечены в проработку этого проекта?

– Я не был вовлечен в эту работу как сотрудник Метафракс Групп, просто потому, что пришел в компанию, когда стройка уже шла. Но со многими был знаком, и поскольку всегда интересовался жизнью Метафракс Групп, то активно участвовал в обсуждении этих планов.

Нет никаких сомнений, что решение о расширении производства, о строительстве АКМ совершенно правильное. Оно полностью укладывается в философию, которую исповедует «Метафракс» все последние 15 лет. Уход в переработку, акцент на обеспечение сырьем компаний, входящих в группу, – стратегически верные решения. Поэтому «АКМ» – точно тот проект, который должен был случиться.

Вы окончили пермскую школу, московский вуз и американскую магистратуру. Такое движение по ступенькам вверх говорит о том, что это часть большого плана?
– Скорее о том, что я постоянно стараюсь бросать себе новые вызовы, с самого детства. Я начинал учиться в пермской школе №28, но в какой-то момент понял, что все слишком легко стало получаться, и решил перейти в школу №7, одну из лучших в городе. Закончил и поступил на юридический факультет ПГУ, а спустя три года перевелся в МГУ. После окончания МГУ поехал в США получать магистерскую степень по направлению «Право». Долго выбирал между солнечной Калифорнией и холодной Филадельфией. Остановился на Филадельфии, поскольку здесь была возможность получить параллельно сертификат в очень сильной бизнес-школе Уортон, в рейтинге она делит первое место с Гарвардом. Закончил на «отлично».

Начало года – традиционно время подведения итогов. Как вы оцениваете 2019 год с точки зрения стратегии развития предприятия?

– Во-первых, очень приятно, что мы в рамках группы создали регулярный формат обсуждения и синхронизации стратегии развития предприятий. Раз в квартал собираются коллеги, которые отвечают за развитие, и мы обсуждаем проекты, смотрим точки пересечения, даем обратную связь относительно направления движения. Это очень ценно.

Второе, что удалось, – утверждение концепции стратегии в рамках компании «Метадинеа». Следующие шаги – разработка плана ее реализации.

Это если говорить о положительных моментах, но есть и темы, где я не совсем доволен результатами. Мой подход: если ты руководитель, 30-40 процентов времени должен тратить на «операционку», остальное время заниматься стратегическими вещами. Но у нас этого еще нет. На сегодняшний день 80-90 процентов времени руководителя уходит на решение текущих вопросов. И поэтому урегулирование многих вопросов движется медленно либо не так эффективно, как хотелось бы. Если мы хотим расти, надо системно этим заниматься. Чудес не бывает.

Сейчас многие аналитики предрекают новый мировой экономический кризис. Согласны ли вы с такими прогнозами, и какими в связи с этим видите перспективы группы компаний «Метафракс»?

– Тема мне близка, в свое время защищал диссертацию, посвященную деривативам, и кризис 2008 года изучил вдоль и поперек. На мой взгляд, экономика действительно может столкнуться со сложностями в ближайшие 3-5 лет. Именно в этот период «Метафраксу» предстоит запустить крупнейший проект. Все-таки одно дело – посчитать, а другое – заставить все механизмы работать как надо. Но я сторонник идеи, что кризис открывает дополнительные возможности, надо искать новые направления, развиваться, использовать весь имеющийся потенциал. Он у «Метафракса» огромный. Поэтому самая главная задача в эти 3-5 лет найти прорывные идеи и начать их реализовывать.

Все новости компаний