Илья, как вы начали заниматься социальными сетями?
– В 2013 году мы познакомились с Артемом Феоктистовым, основателем «Перми Активной» и администратором нескольких пабликов. Стали дружить и сотрудничать. В 2015 году, когда стало понятно, что роль социальных сетей стремительно растет, решили вместе заняться рынком соцмедиа. Я стал инвестировать в паблики Артема и отвечать за коммерческую составляющую, Артем развивал аудиторные показатели и формировал редакционную политику. В начале 2016 года Артем Феоктистов решил «выйти в кэш» и продал мне сообщества, но остался с нами в роли управленца.
Не пожалели, что купили?
– Какое-то время мы сотрудничали с разными медиахолдингами, искали свою экономическую модель. Системный подход к формированию контента стал генерировать убытки: редакции нужно платить зарплату, а реклама из-за демпинга между пабликами стоила копейки.
Почему реклама не ценилась? Ведь аудитория у аккаунтов внушительная.
– Демпинг цен не позволял сообществам нанимать профессионалов и делать качественный контент, паблики вели школьники и неопытные новички. Сотни тысяч подписчиков городских сообществ вместо новостей, рубрик и крутых фотопроектов вынуждены были читать всякую дичь. Первым делом мы сформировали команду админов и редакторов, почти все из первого состава до сих пор работают в нашей сети.
Качество контента позволило выйти из убытков?
– Нет, это был первый шаг. На нас начали смотреть конкуренты, стали подтягивать редакционный уровень. За те же маленькие деньги им пришлось работать усерднее либо нанимать людей и уходить в убыток.
Традиционные медиахолдинги сочли соцмедиа-сектор безнадежно убыточным и утратили к нему интерес.
– А нам деваться было некуда, мы сочли вариант консолидации всех пабликов в одних руках единственным перспективным. Купили еще несколько групп и аккаунтов, взяли в аренду или управление кучу других сообществ, так появилась наша сеть.
Зачем админам было отдавать вам паблик в аренду?
– Например, какой-нибудь человек ведет паблик и получает за рекламу 30 тысяч в месяц. Мы либо выкупали его за хорошие деньги, либо предлагали аренду вдвое больше. При этом все расходы на содержание брали на себя.
Этот шаг был экономически оправдан?
– Это было мазохизмом до тех пор, пока в наших руках не оказалась половина пермской аудитории. Тогда мы оптимизировали производство контента в единую редакцию, стали продавать рекламу пакетными предложениями на всю сеть, предложили рекламодателям разные форматы размещений. Тупая продажа бесполезных репостов по 200 рублей в других пабликах вызывала у нас лишь улыбку :) Затем стали выкупать все из аренды, пришлось давать большие деньги: мы же сами платили хорошую ренту, создатели пабликов умеют считать срок окупаемости.
Сколько в среднем стоит паблик?
– Сопоставимые по объему сообщества могли отличаться по цене в несколько раз. Но даже когда паблики сильно подорожали, ни один админ пермского паблика за всю историю не вышел в кэш так удачно, как Артем Феоктистов в 2015 году.
В 2018 году вся сеть перешла в оперативное управление Ирине Форсюк: ее команда содержит и развивает ресурсы, работает с крупными заказчиками. Мое участие в коммерческой деятельности агентства минимально. Но я остаюсь держателем прав и занимаюсь стратегическим развитием всего этого хозяйства.
На какие показатели вы вышли сейчас?
– Нам принадлежит несколько десятков крупнейших пабликов, охват которых даже за вычетом всех пересечений превышает 70% пермской аудитории. Это значительно больше, чем у любого регионального медиахолдинга. С точки зрения выручки сеть контролирует еще больший процент регионального рынка соцмедиа.
ВКонтакте, Instagram, Telegram, Одноклассники, многие другие социальные сети – в орбиту наших интересов попадает все. Не забываем и о работе с блогерами, самые популярные лидеры мнений находятся с нами в тесных отношениях.
Вообще ситуация в Пермском крае уникальная. Ни в одном регионе страны такое количество соцмедиа-ресурсов не собрано в единый кулак.
Чаще всего региональные паблики поштучно скупаются федеральными игроками, которые делают сети «в каждом регионе по паре-тройке пабликов». Оставшиеся там независимые ресурсы объединять смысла уже нет, более 50% регионального рынка собрать не получится. В итоге сообщества других городов из-за разрозненности не могут серьезно влиять на информационную повестку, а мы можем сделать так, что любое событие окажется в центре всеобщего внимания.
Но ведь есть и другие крупные игроки?
– У нас только один конкурент, два его крупных сообщества охватывают значительно меньшую долю из-за того, что более половины аудитории у них пересекается между собой.
Причем всю их аудиторию мы тоже охватываем своими ресурсами. Мелкие самостоятельные группы не принимаю во внимание, они не формируют повестку, а их подписчиков мы охватываем нашими крупными пабликами. Даже покупать их смысла уже нет.
Неспроста именно нашу команду зовут выступать практически на все федеральные форумы и конференции по социальным сетям, пермский опыт формирования объединенного соцмедиа-пространства вызывает интерес коллег по всей стране.
Как оцениваете традиционные СМИ? Телевидение, газеты, радио, порталы.
– Мы им завидуем и с ними дружим. Хотя эпоха демпинга на размещения в соцсетях канула в Лету, нам все равно пока не удается выйти на финансовые показатели классических медиахолдингов. За телевидение рекламодатель готов платить больше, чем за кратно более популярный интернет-ресурс.
Не конкурируете с ними?
– Мы предпочитаем сотрудничать, со многими СМИ у нас заключены соглашения о взаимодействии. Мы делимся с ними трафиком из соцсетей, они публикуют наши новости. Хлеб у СМИ мы не отбираем, используем наши новостные лимиты для освещения общественных проектов Пермского молодежного центра и наших дружественных некоммерческих организаций.
Напоследок – где вы сами черпаете новости?
– Просматриваю телеграм-каналы и паблики, слушаю радио, часто захожу на ваш портал за деловыми новостями.