В конце марта поставщики алкоголя начали уведомлять партнеров о повышении цен. По сообщению «Коммерсанта», крупнейшая в России алкогольная компания Beluga Group сообщила об увеличении стоимости импортной продукции с 1 апреля на 7-15% в связи с падением курса рубля. В разговоре с изданием председатель правления Beluga Group Александр Мечетин сообщил, что повышение стоимости зарубежной продукции планируется во всех каналах продаж, включая розницу.
По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, на фоне роста курса валют, а также в связи с повышением акцизов на тихие и игристые вина с 1 января, продукция на полках магазинов должна была подорожать еще в марте. «Полагаю, сейчас идут переговоры между поставщиками и сетями. Если сейчас вырастут цены, государство погрозит ритейлерам и скажет, что так делать не нужно, ведь у людей упали доходы. Это понимают и сами сети, поэтому пытаются договориться с поставщиками», – рассуждает он.
«Практически все импортеры поднимают цены», – констатировал профессиональный эксперт рынка алкогольных напитков, руководитель проекта «Правильное вино» сети магазинов «Семья» Евгений Сазонов. «Но мы все равно будем стараться держать стоимость алкоголя на прежнем уровне. По крайней мере, пока цены не повысят федеральные ритейлеры – ведь мы ориентируемся, в том числе, и на конкурентов. И конечно, на покупателей, а сейчас многие вынуждены сократить расходы», – отметил он. «Если говорить о сети «Семья», то полагаю, стоимость ассортимента проекта «Правильное вино» (того, что мы привозим сами), удастся сохранить дольше, а алкоголь, который закупается у дистрибьютеров, подорожает быстрее», – считает эксперт. В сетях X5 Retail Group и «Магнит» на запросы Business Class не ответили.
Власти Пермского края ведут переговоры о снижении цен на продукты 10 апреля 2020, 09:05Импортеры, в свою очередь, стараются договориться о приемлемых ценах со своими зарубежными контрагентами. «Валюта подорожала на 20%, изменение закупочных цен, конечно, меньше, но соизмеримое. Наши ключевые зарубежные партнеры пошли навстречу, и по их продукции мы договорились о корректировке всего на 5-6%, но среднее удорожание составляет примерно 12-13%», – рассказали в компании FORT, специализирующейся на поставках в Россию зарубежных вин.
Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны и сетей, и поставщиков, эксперты сходятся во мнении, что цены в магазинах надолго сохранить не удастся. «Стоимость алкоголя обязательно поднимется, может быть, получится отложить это на месяц – пока ситуация в экономике наиболее напряженная. При нормальных обстоятельствах подорожание уже произошло бы. Но бизнес сейчас вынужден думать не о прибыли, а о том, чтобы удержаться на рынке. Производители и поставщики будут «ужиматься» в наценках, пока это возможно», – рассуждает Вадим Дробиз. «Если курс валют останется на сегодняшнем уровне, то повышения цен в конечном итоге не избежать. Рано или поздно, небольшими шажочками, цены будут расти. Незначительные изменения по отдельным позициям были, но это сезонный рост – не больше 2-3%», – соглашается Евгений Сазонов.
Его поддерживает и Екатерина Балдина, директор магазина «Фанагория – натуральные вина», причем она считает, что это касается не только импортного алкоголя, но и отечественного. «Некоторые производители уже с января начали увеличивать цены на продукцию, это связано с повышением акцизов. В апреле нас ждет еще одно повышение на фоне роста валют – об этом уже проинформировали все производители и дистрибьюторы, обозначив величины в пределах 5-30%, – рассказала она. – Российские производители вина зависят от валютного курса, поскольку закупают за рубежом оборудование и комплектующие, саженцы, средства для обработки лозы и почвы. Для своевременного созревания ягод весной необходимо правильно обрабатывать лозу. Это важный период для виноделов, когда закладывается качество будущего урожая. Чтобы оно было высоким, нужны значительные затраты», – пояснила эксперт.
По прогнозам г-жи Балдиной, повышение акцизов и рост курса валют приведут к подорожанию вина до 10-15% на некоторые категории.
При этом стоит отметить, что увеличение акцизов скажется в большей степени на продукции массового сегмента. «Тем, кто производит вино из отечественного винограда, предоставляют налоговые вычеты, но сначала предприятие должно выплатить акциз, а после получения компенсации никто не будет снижать цены», – уверен Вадим Дробиз.
Закупились на изоляцию.
В конце марта «Ведомости» со ссылкой на поставщиков алкоголя – Alianta Group, «Ладога дистрибьюшен», группу компаний Simple – сообщили о росте продаж в торговые сети на 10-30%. В пермских магазинах ажиотажа не зафиксировали. «Спрос не изменился – алкоголь продается стабильно. Небольшой всплеск был только непосредственно перед введением режима полной самоизоляции», – рассказал Евгений Сазонов.
По данным ЦИФРРА, по итогам марта в легальной рознице продажи большинства категорий алкогольной продукции цены упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и даже резкое повышение спроса в последнюю неделю месяца не привело к росту общего показателя. «В марте выросла популярность только отельных видов алкоголя – в основном импортных и дорогих – виски, рома, джина, вин высокой ценовой категории», – рассказал Вадим Дробиз. Он уверен, что в действительности спрос увеличился и на другие виды, но в «сером» секторе. «Рост должен был обозначиться, но в легальном секторе система ЕГАИС его не обнаружила. Значит, выросло потребление суррогата. Легальный рынок недополучил около 15% оборота в марте, но эти «виртуальные» потери, – отметил эксперт.
Ограничивают «белых».
При этом власти Пермского края ограничили продажу алкоголя. Во время действия режима самоизоляции она разрешена с 11 до 20 часов (при обычном порядке – с 8 до 23 часов). «Любое ограничение по времени способствует поддержанию нелегального рынка и бессмысленно по сути своей. Человек либо купит алкоголь в семь часов, либо закажет через интернет, воспользуется нелегальным каналом. Подобные меры – это хорошая форма отчетности для чиновников в борьбе с алкоголизацией», – заявил г-н Дробиз.
«Единственное последствие, которое может наблюдать любой, – повышенная концентрация людей в магазинах с семи до восьми вечера», – отметил он.
По словам Евгения Сазонова, ограничение не сказалось на объеме продаж. Его смысла эксперт также не понимает.
3 апреля Минпромторг РФ призвал регионы без крайней необходимости не ограничивать продажу алкоголя на время действия режима самоизоляции, так как это «может спровоцировать рост доли нелегальной продукции и серьезное социальное напряжение». В региональном министерстве решили ограничение сохранить. Отмечается, что оно введено для обеспечения безопасности граждан в условиях режима самоизоляции и противодействия распространению коронавируса.