По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте продажи автомобилей в России выросли на 4% по сравнению аналогичным периодом 2019 года. Агентство «Автостат» зафиксировало еще больший рост – 22,7%. В автосалонах Перми подтверждают увеличение потока клиентов в это время. «Всплеск интереса к автомобилям произошел с марта 2020 года. Сейчас продолжатся активные продажи по текущим ценам», – рассказали в автоцентре «Восток Моторс» (официальный дилер Mazda в Перми). «Повышенный спрос наблюдался в марте и был связан с ослаблением курса рубля. В начале апреля клиенты адаптировались к новым условиям, в компанию поступали обращения только по срочным вопросам», – отметила Анна Бояршинова, генеральный директор компании VERRA (официальный дилер Toyota, Lexus и Porsche).
С введением в регионе режима полной самоизоляции автодилеры вынуждены менять формат работы. «С 28 марта компания перешла в режим онлайн. Все обращения клиентов переведены в онлайн-чаты и видеозвонки. С 7 апреля мы возобновили оказание услуг, связанных с неотложными видами слесарного и кузовного ремонта, строго соблюдая требования безопасности. Сейчас запущены онлайн-продажи автомобилей с доставкой на дом за один день. Спрос начал восстанавливаться – клиенты уже пользуются этой возможностью», – рассказала г-жа Бояршинова.
В «Восток Моторс» также выстроили работу менеджеров автоцентра с учетом текущих ограничений: клиент может получить консультацию относительно выбора автомобиля по телефону или на сайте; забронировать машину и подать заявки на кредит онлайн. Также есть возможность организовать бесконтактную выдачу автомобиля, рассказали в компании и вместе с тем отметили, что заинтересованы в продолжении своей деятельности в формате офлайн. «Привычные всем методы выбора и тест-драйва автомобилей все-таки ближе нашим клиентам», – пояснили в «Восток Моторс».
Переполох в бетонных джунглях. За год стоимость квартир в Прикамье выросла на 8,1%16 апреля 2020, 07:00В компании «ГРУЗАВТОИМПОРТ» придерживаются такого же мнения. «Работа в режиме офлайн имеет ряд преимуществ: возможность ознакомиться с продуктом вживую, протестировать его. Для многих покупателей ценно непосредственное взаимодействие с продавцом – это является важной частью привычного ритуала покупки», – рассказали в автоцентре. Но в нынешней ситуации дилер «ГАЗ» также предоставил возможность приобрести автомобиль дистанционно. При покупке в кредит предварительное одобрение можно получить и без посещения салона. Менеджеры компании работают в дежурном режиме, а сервисный центр открыт для клиентов.
Недавно краевые власти разрешили работать организациям, которые оказывают услуги шиномонтажа, дополнив перечень категорий бизнеса, деятельность которого не приостановлена на период самоизоляции. Не относящиеся к ним компании для возобновления деятельности могли подать заявку в краевой минпромторг. Например, получил разрешение и возобновил работу с 16 апреля авторынок «Камская долина». Но покупателей не было. «Мы открылись, но фактически продолжается простой – людей нет», – рассказал генеральный директор авторынка Юрий Оборин.
В марте покупатели проявляли повышенный интерес не только к новым, но и к подержанным машинам. По данным «Авито Авто», на рынке автомобилей с пробегом наблюдался ажиотажный рост как предложения, так и спроса. «На фоне пандемии и падения курса рубля покупатели искали возможность вложить свои накопления, в том числе в транспортные средства», – говорит Кирилл Вотяков, руководитель категории «Авито Автомобили». По его данным, в первом квартале 2020 года продажи легковых автомобилей с пробегом выросли на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличилась и средняя стоимость, причем в Перми подорожание оказалось одним из самых сильных в России – на 10%.
Затишье после бури.
По мнению экспертов, мартовский ажиотаж был искусственным и сменится значительным падением продаж. «Скорее всего, в Перми стоит ожидать закрытия салонов, останутся сильнейшие игроки», – полагают в «Восток Моторс». «Текущая ситуация отразится на объеме продаж автомобилей как российского, так и зарубежного производства. Клиенты будут более внимательно подходить к покупке автомобиля, выбирать высоколиквидные бренды. Те дилеры, которые быстро реагируют на изменение рыночных условий и потребностей клиентов, будут наращивать долю продаж. Автомобильные компании, которые не смогут быстро адаптироваться и перестроить бизнес-процессы, потерпят большие убытки и, возможно, постепенно уйдут с рынка», – рассуждает Анна Бояршинова.
Руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян дает неутешительный прогноз на апрель.
«Рост в марте был связан с ожиданием увеличения цен на автомобили и дефицита моделей. В апреле при условии полной изоляции для населения и бизнеса показатели продаж будут близки к нулю по всем брендам, если говорить о реальных сделках. При этом в статистике АЕБ импортеры смогут зафиксировать какие-то продажи, поскольку они не привязаны к физической выдаче автомобилей. И, тем не менее, речь будет идти максимум о нескольких сотнях автомобилей каждого бренда по всему рынку», – считает он.
Ждут и дождутся.
Собеседники подтверждают, что рост цен, перспектива которого подхлестнула покупателей, скоро произойдет. «Дистрибьюторы наших брендов не поднимали цены вплоть до апреля, однако новые поставки в ближайшее время планируются уже с повышением цены», – сообщила г-жа Бояршинова. В «Восток Моторс» также ожидают пересмотра ценников. Легкие коммерческие автомобили «ГАЗ» подорожают на 6-8%, рассказали в компании «ГРУЗАВТОИМПОРТ».
Сооснователь компаний A3F Group и Marketcall Александр Дужников отмечает, что практически все мировые заводы приостановили сборку новых машин, поэтому рынок новых авто быстро опустеет после ослабления режима самоизоляции. «Конечно, после окончания пандемии автозаводы получат дополнительные льготы от государства (т.к. многие из них переоборудовали производство под выпуск аппаратов ИВЛ), но это не сможет окупить все весенние потери», – рассуждает он.
По словам эксперта, после восстановления производственных мощностей в Россию приедут автомобили по совсем другой цене. Добавка возникнет из-за инфляции, падения рубля, операционных издержек во время приостановления и запуска производств.
«Большинство автопроизводителей при формировании текущих цен основывались на курсе 63-67 рублей за доллар США и 70-74 рублей за евро. Когда он пробил психологическую отметку в 75 рублей за доллар, для многих автоконцернов риск убытков стал крайне велик», – говорит Александр Дужников.
Он прогнозирует, что во втором квартале спрос резко сместится с новых автомобилей на подержанные.
С этим соглашается сооснователь и исполнительный директора CarPrice Олег Заньков. Еще часть покупателей, по его словам, перейдет в бюджетный сегмент новых автомобилей. «На российском рынке в последние годы все больше брендов китайского производства. Качество этих машин значительно улучшилось, так что вероятно перераспределение спроса и на эту категорию», – полагает он. Если говорить о рынке подержанных авто, эксперт прогнозирует рост цен, но с некоторой задержкой. По словам г-на Занькова, подорожание моделей на вторичном рынке происходит в период от 3 до 12 месяцев после изменения цены на новые.
Он добавляет, что также ожидается повышение стоимости оригинальных запчастей и рост спроса на сложный агрегатный ремонт, так как многим будет выгоднее заплатить за эту услугу, чем купить новый автомобиль.
Генеральный директор авторынка «Камская долина» Юрий Оборин отмечает, что и до резкого снижения курса рубля и пандемии коронавируса большинство покупателей интересовались самыми дешевыми машинами, искали варианты до 200 тыс. рублей. «Сейчас у этой части населения деньги будут уходить на продукты и вещи первой необходимости, к которым автомобиль не относится», – говорит он. По словам собеседника, тяжелая для его компании ситуация усугубляется еще и тем, что с начала 2020 года платежи за аренду земли выросли в пять раз. Предоставляемая отсрочка, отмечает он, не решает проблемы.
Эксперты прогнозируют рост цен на алкоголь в Перми13 апреля 2020, 07:00