На пленарном заседании Пермской городской думы развернулась бурная дискуссия о внедрении в общественном транспорте Перми системы учета пассажиропотока. Несмотря на дистанционный формат, градус полемики повышался с каждым выступлением, а закончилось все призывом выяснить правду, а даже отправить провинившихся в отставку.
Внедрением системы учета пассажиропотока пермские власти занимаются много лет. С 1 декабря 2019 года, когда в городе заработала единая система оплаты проезда (ЕСОП), ответственные чиновники посчитали, что выполнили думское поручение. Теперь во всем общественном транспорте у кондукторов есть валидатор, с помощью которого он выдает билет, а не отрывает его от бумажной катушки, как раньше. Таким образом, по мнению администрации Перми, в системе учитывается каждая поездка.
Многие депутаты, которые активно участвовали в проработке транспортной реформы, на заседании думы категорически не согласились с тем, что само по себе наличие валидаторов позволяет видеть реальную величину пассажиропотока. Они настаивают, что для этого необходима система контроля, а именно видеокамеры в салонах транспортных средств и датчики над каждой дверью.
Депутат Владимир Молоковских провел красочную аналогию: «Сколько чеков отбили в столовой и сколько людей зашло и на самом деле пообедало – это разные цифры. Потому что каждый студент знает, что стащить коржик – это святое».
Г-н Молоковских предостерег от серьезных последствий отсутствия контроля. Если данные с валидаторов станут показывать снижение пассажиропотока (потому что часть пассажиров не станет платить за проезд), то администрация может принять решение о сокращении частоты рейсов. В результате ухудшится положение добросовестных пассажиров.
Депутат Вероника Куликова отметила, что при новой транспортной модели – когда выручка от продажи билетов поступает в бюджет, а не перевозчику, кондукторы менее заинтересованы в том, чтобы взять плату с каждого пассажира. Еще большую важность приобретает система контроля в транспорте в свете планов по внедрению бескондукторной системы. По замыслу администрации, когда 70-80% поездок в общественном транспорте будут оплачиваться по безналичному расчету, кондукторов смогут заменить контроллеры. Г-жа Куликова напомнила, что при обсуждении нового тарифа заявлялось, что в нем учтены и расходы на датчики пассажиропотока и видеокамеры.
Заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева пояснила, что в долгосрочных контрактах, по которым перевозчики начнут работать летом этого года, заложено требование об оснащении этим оборудованием 30 % парка изначально и 100 % – к концу действия договора. С учетом постепенной его установки рассчитана стоимость транспортной работы. По ее информации, оснащение датчиками и камерами одного транспортного средства стоит примерно 200 тыс. рублей. Таким образом, единовременное оснащение всего общественного транспорта обойдется в сумму около 140 млн рублей.
После продолжительного спора первый заместитель председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин предложил направить запрос в министерство транспорта и попросить ведомство разъяснить: означает ли факт наличия валидаторов, что функционирует вся система учета пассажиропотока. Он отметил: если выяснится, что чиновники городской администрации вводят депутатов в заблуждение, их нужно будет наказать.
По мнению Вероники Куликовой, ответ на поставленный вопрос очевиден.
«Валидатор не будет ползать по салону за пассажирами, поэтому спрашивать, осуществляет ли он учет, это тоже самое, что узнавать умеет ли утюг летать», – сравнила она.
Депутат Александр Филиппов предложил в такой логике вопрос к минтрансу и сформулировать, а если ответ будет не в пользу чиновников, ответственных – уволить. В итоге большинством голосов инициатива о направлении запроса в ведомство была поддержана. Вопрос о внедрении системы учета пассажиропотока остается на контроле думы.
С 1 июня на 23 маршрутах в Перми появится возможность бесплатной пересадки26 мая 2020, 11:53