Экономика
  1. Экономика
 08 июня 2020, 14:54  

Зеркально бизнесу. Депутат Госдумы РФ Игорь Сапко, – о поддержке муниципалитетов

Зеркально бизнесу. Депутат Госдумы РФ Игорь Сапко, – о поддержке муниципалитетов
Ситуация в муниципалитетах в чем-то аналогична ситуации, характерной для малого и среднего бизнеса. И это имеет тенденцию к ухудшению в течение ближайших месяцев этого года.

Глава Счетной палаты России Алексей Кудрин выступил с программной статьей, где обозначил свое видение развития страны. В одном из пунктов г-н Кудрин обозначил свою позицию о взаимодействии федерального центра и региональной и муниципальной власти. По просьбе Business Class депутат Госдумы РФ Игорь Сапко прокомментировал высказывания главы Счетной палаты.

Игорь Сапко, депутат Госдумы РФ:

В своем выступлении, касаясь вопросов развития регионов и городов, Алексей Кудрин делает акцент на необходимость дальнейшей федерализации нашей страны, при этом, по его мнению, необходима и большая вариативность законодательства и регулирования.

Развивая данные тезисы, можно отметить неизменную позицию Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, высказываемую еще до начала пандемии и наступления кризисных явлений. Речь идет о необходимости увеличения и обеспечения самостоятельности, в том числе финансовой, местного самоуправления, включая необходимые региональные меры поддержки муниципалитетам. Федерализация не должна быть чрезмерной, чтобы не превратиться фактически в конфедерализацию. А чтобы этого не допустить, необходимо укреплять не только самостоятельность регионов, но и местного самоуправления, чтобы эти два уровня публичной власти могли взаимоуравновешивать друг друга.

Для этого необходимо, среди прочего, укреплять и межмуниципальные объединения (советы, ассоциации), чтобы они напрямую могли взаимодействовать с федеральным центром в интересах всего муниципального сообщества в целом и каждого отдельного муниципалитета в частности. Представляется, что данная миссия вполне под силу такой авторитетной, законодательно предусмотренной организации, как Общероссийский конгресс муниципальных образований, обладающий разветвленной компетентной региональной сетью.

Кроме того, важно выстраивание равноправного взаимодействия местного и регионального уровней власти, чтобы они не подавляли друг друга, а осуществляли эффективное взаимодействие между собой в интересах своих территорий и их жителей, каждый решая соответствующие вопросы в рамках своего ведения без ущемления (в том числе финансового) одного уровня другим.

Однако из-за складывающейся в настоящее время ситуации наблюдается явный акцент смещения приоритетов поддержки в сторону регионов и еще большее оголение местного самоуправления. Неоднократно при экспертизе проекта федерального бюджета наш Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечал, что в сфере межбюджетных отношений сохраняется тенденция централизации в федеральном бюджете доходов всей бюджетной системы РФ. Сегодня доходы федерального, регионального и местных бюджетов формируются по принципу «перевернутой пирамиды»: чем ниже уровень бюджетной системы, тем меньше доходов он получает. Аналогичная ситуация складывается и с властными полномочиями. При этом сегодняшнюю ситуацию федеральный центр фактически отдал на откуп региональным и муниципальным властям. Несомненно, в антикризисный план должен быть включен вопрос децентрализации полномочий и финансовых ресурсов, что вполне логично может быть увязано с конституционной поправкой по единству публичной власти.

Не пропустите:​Пермские депутаты предложили дополнить городские меры поддержки бизнеса 02 июня 2020, 19:30

В течение последних лет не удалось изменить тенденцию по централизации финансовых средств в федеральном бюджете при значительном их дефиците на местах.

Несмотря на определенные меры, принимаемые в последнее время, местным бюджетам были переданы незначительные источники доходов, которые увеличили их доходную базу всего лишь на несколько процентов. Так, местным бюджетам были переданы часть поступлений от акцизов на нефтепродукты; поступления от единого сельскохозяйственного налога; патентной системы налогообложения. Но данные поступления увеличили доходную базу местных бюджетов всего на 2-3 процента.

При этом основная часть налоговых доходов местных бюджетов, как и прежде, формируется за счет отчислений от налога на доходы физических лиц, на администрирование которого органы местного самоуправления не могут оказывать какого-либо влияния. Поступления от местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц), которые, по сути, должны являться основой для формирования доходной базы местных бюджетов и ее администрирование, составили в 2019 году всего лишь 17% от всех налоговых доходов местных бюджетов.

Таким образом, в современных условиях не удалось изменить фискальную бюджетно-налоговую политику на развивающуюся, в основе которой был бы положен принцип стимулирования органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала.

В результате финансовое положение большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в значительной степени зависит не от их собственных усилий. Оно обусловлено финансовыми возможностями бюджетов вышестоящего уровня; размерами межбюджетных трансфертов и налоговых доходов, передаваемых из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящего уровня; а также эффективностью и обоснованностью механизмов их распределения между региональными бюджетами и между бюджетами муниципальных образований.

В этих условиях органы местного самоуправления значительной части муниципальных образований вынуждены финансировать многие расходные обязательства по остаточному принципу и не имеют возможности формировать бюджеты развития в составе местных бюджетов. Это, в свою очередь, не дает возможности формировать реальные стратегии социально-экономического развития муниципальных образований, что также в своем выступлении отметил Алексей Кудрин.

В условиях же распространения новой коронавирусной инфекции и ликвидации ее последствий финансовое положение муниципалитетов, бюджеты которых и без того являлись самым слабым и незащищенным звеном в бюджетной системе Российской Федерации, еще более ухудшилось. В данных условиях и так очень незначительная доходная база местных бюджетов в результате необходимости предоставления льгот и преференций гражданам и юридическим лицам от налоговых доходов (поступлений от НДФЛ, земельного налога, налога на имущество физических лиц, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения) и неналоговых доходов (аренда муниципального имущества), поступающих в местные бюджеты, уже существенно сократилась и будет сокращаться в дальнейшем. Например, по имеющейся информации на апрель 2020 года, консолидированный бюджет муниципальных образований Пермского края недополучит 15%, или 5 млрд 250 млн рублей от запланированных доходов.

При этом данное обстоятельство не освобождает органы местного самоуправления от предоставления ранее установленных муниципальных мер поддержки гражданам и юридическим лицам, а что самое главное, от решения повседневных жизненно важных вопросов местного значения, направленных на обеспечение жизнедеятельности граждан. В части разработки стратегии развития агломераций и метрополий необходимо понимать, что у нас до сих пор отсутствует правовое поле для их развития: стратегия пространственного развития РФ оказалась формальным документом – она не имеет прикладного характера и однозначно требует корректировки. Более того, существуют законодательные пробелы по документам стратегического планирования муниципального уровня. Более полутора лет назад я выступил одним из авторов законопроекта, определяющего содержание документов стратегического планирования муниципального уровня, подготовка к рассмотрению которого ко второму чтению искусственно затягивается со стороны профильных министерств. Поэтому есть опасения, что сегодня Правительство РФ к выработке «рабочих» стратегий развития агломераций не готова.

Таким образом, ситуация в муниципалитетах в чем-то аналогична ситуации, характерной для малого и среднего бизнеса, и даже ее «зеркалит». Причем это имеет тенденцию к ухудшению в течение ближайших месяцев этого года.

Поэтому для нас главной задачей в складывающейся ситуации, учитывая профиль комитета, видится действенная поддержка и, что еще более актуально, – развитие местного самоуправления.

Из статьи Алексея Кудрина: «Третья группа вопросов связана с развитием регионов и городов. Будет ли федеральный центр пытаться стягивать ресурсы на себя, мотивируя это лучшей информированностью и возможностью распределения, или согласится с тем, что «на местах виднее, что нужно делать», а значит, и ресурсы должны быть на местах? Борьба с вирусом, которая демонстрирует сотни локальных решений в борьбе с глобальным вызовом, сделала настолько очевидным, что у всех регионов – свои обстоятельства, что федерализация, большая вариативность законодательства и регулирования становятся очевидно необходимыми.При этом сегодня из почти 3% ВВП трансфертов из федерального бюджета в бюджеты регионов лишь около 0,7% ВВП – необусловленные дотации на выравнивание, которыми субъекты могут располагать исходя из своего понимания ситуации. Без расширения самостоятельности регионов и их ресурсной базы вкупе со значительным увеличением необусловленных трансфертов из центра развитие невозможно. Отдельный важный вопрос – разработка стратегии развития агломераций и метрополий, чтобы обеспечить здоровье их жителей без потери агломерационного эффекта, связанного, в том числе, с высокой плотностью населения и контактов между людьми».
Все новости компаний