С 1 июня большинство автобусных маршрутов в Перми обслуживаются в рамках контрактов, по условиям которых не допускается эксплуатация автобусов старше 12 лет, а к концу 2020 года максимальный возраст по пятилетним контрактам не сможет превышать 5 лет, по трехлетним – 10 лет. По данным мэрии, для регулярных перевозок перестали использоваться 232 единицы техники. По подсчетам перевозчиков, всего в городе (с учетом резервов и тех маршрутов, где обновление произойдет на следующем этапе – 15 июля) порядка 300 автобусов старше 12 лет. Поскольку на пермских улицах им больше не место, технику массово выставляют на продажу.
На Avito в Перми около двух десятков предложений от владельцев городских автобусов. Активнее всего расстаются с «европейцами» – MAN, Mercedes и Scania. Например, предприниматель, обслуживавший направление №40, продает сразу шесть «Мерседесов» и «МАНов» и три «Скании».
Перевозчик Михаил Ухватов рассказал, что реализует все большие автобусы, которые у него есть, – около 25 единиц техники. Кроме иностранных брендов в автопарке есть машины «НЕФАЗ» и «ЛиАЗ». Большинство «ЛиАЗов» уже продано – шесть автобусов ушли в Красноярск, где власти проводили конкурсные процедуры по обслуживанию маршрутов. Компания Михаила Ухватова в Перми выиграла торги на осуществление перевозок автобусами среднего класса, для чего купила новые «ПАЗы».
Предприниматель привел средние цены на технику на вторичном рынке: «Скании» – от 400-500 тысяч до 1 млн рублей, «Мерседесы» дешевле – 200-300 тыс. рублей, «МАЗы» и «НЕФАЗы» 2012 года – около 2 млн рублей, 2014-2015 года – ориентировочно 4 млн рублей.
Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов говорит, что предложений по продаже подержанных автобусов сейчас много, соответственно, цены ниже, чем обычно. «Но для тех перевозчиков, которые потеряли объемы работы, держать технику тоже затратно: нужно платить налог, хранить машины, поддерживать их состояние», – отметил он. Сам перевозчик практически все имевшиеся у него «возрастные» автобусы продал раньше – когда в 2017-2018 годах приобрел взамен новую технику.
Руководитель ООО «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов соглашается, что вторичный рынок оказался перенасыщен в результате единовременного обновления подвижного состава в Перми. Перевозчики и ранее периодически выставляли старую технику на продажу, понемногу заменяя ее на новую, но такой размах явление приобрело впервые. Компания «Дизель» сейчас реализует порядка 30-40 автобусов (в частности, это «Мерседесы», курсировавшие на маршрутах №32 и №77, которые теперь обслуживает другой перевозчик).
Отдельно стоит отметить самые молодые автобусы, предлагаемые на Avito. Закамский перевозчик готов расстаться с автобусами «МАЗ» 2015 года выпуска и «НЕФАЗ» 2016 года на газомоторном топливе. Они предлагаются за 4 млн и 4,5 млн рублей соответственно. Маршруты закамского направления, на которых работало пермское ООО «Мега-Групп», теперь обслуживает новый для Перми перевозчик «Автомиг».
Освоились, обновились.
В Пермь из-за пределов региона пришли два перевозчика. Кроме «Автомига», это ООО «РТ Лайн». Масштабное обновление автобусов в городе – в основном их заслуга. Именно эти компании получили большинство долгосрочных контрактов, в которые заложены наиболее жесткие требования к подвижному составу. Первые дни работы новых перевозчиков были неудачными – оказались низкими показатели по выпуску техники на маршруты. Глава Перми Дмитрий Самойлов тогда заявил, что если ситуацию не исправят в десятидневный срок, будет рассматриваться вопрос о расторжении контрактов. МКУ «Гортранс» 2 июня направило в адрес подрядчиков претензии. Но сразу стало ясно, что работа налаживается. 4 июня ООО «Автомиг» уже обеспечило 100% выпуска транспорта на линию, ООО «РТ-Лайн» – 90%. Отметим, что исполнение указанных в претензии требований не исключает наложение штрафных санкций по итогам месяца работы. Их размер может составить 600-800 тыс. рублей.
Ежедневно департамент транспорта и МКУ «Гортранс» проверяют соблюдение графиков, чтобы количество автобусов позволяло перевозить всех пассажиров, отрабатывать синхронизацию расписания автобусов между собой. Сотрудники контрольно-ревизорской службы МКУ «Гортранс» смотрят на наличие дополнительного оборудования, доступность для маломобильных категорий пассажиров, работу перевозчиков в соответствии с расписанием. В случае несоответствия, на перевозчика будут наложены штрафные санкции: за отсутствие дополнительного оборудования на перевозчика может быть наложен штраф от 500 тысяч до 1,5 млн рублей. Также городские власти запланировали на этот год кампанию по обновлению остановочных пунктов.
Новое поколение.
Костяк пермского автопарка теперь составляют «ЛиАЗы», «МАЗы» и «Волгабасы». Последних – 90 единиц только у МУП «Пермгорэлектротранс», автобусы этой марки покупали в последние годы и некоторые пермские частники. Для работы с 1 июня 2020 года ООО «Автомиг» приобрело 135 автобусов «МАЗ-203» и «Лотос 105». ООО «РТ Лайн» закупило 111 автобусов «ЛиАЗ», 48 из них предназначены для работы по контрактам с 1 июня, остальные выйдут на линию до 15 июля. Перевозчик Алексей Кирсанов эксплуатирует 26 новых газовых автобусов. ООО «Райзен» приобрело 25 «ЛиАЗов», Общими усилиями первую неделю июня в Перми появилось 212 автобусов 2019 и 2020 годов выпуска, 447 единиц – младше 5 лет. Средний возраст автобусов снизился с более чем двенадцати лет сразу до четырех.
Здесь продлить, там оставить.
С 1 июня частично изменились и пути следования автобусов. Стартовал второй этап внедрения новой маршрутной сети. Власти проанализировали обращения граждан, поступившие за первую неделю работы, и решили внести корректировки с учетом тех моментов, которые вызвали много жалоб от жителей. Микрорайоны Крохалева и Садовый соединят прямым маршрутом. Это сделают за счет продления пути следования автобуса №63, который пойдет через Среднюю дамбу. На сегодняшний день готовится проект и документация на согласование. После утверждения, автобус № 63 пойдет по новому маршруту. Маршрут №74 сохранится в том виде, в котором существовал до 1 июня, и будет ходить до Заостровки. Об этом стало известно по итогам совещания главы региона Дмитрия Махонина с представителями администрации Перми и депутатами гордумы.
Помимо принятия точечных изменений новой маршрутной сети Дмитрий Махонин поручил отработать вопросы, связанные с системой учета пассажиропотока, чтобы минимизировать потери бюджета, а также как можно быстрее назначить и провести конкурсы для заключения долгосрочных контрактов по всем маршрутам, которые пока обслуживаются по коротким договорам.