Анатолий Алексеевич, в начале июня МКУ «Гортранс» направило претензии ООО «Автомиг» и ООО «РТ Лайн», поскольку на старте показатели выпуска автобусов на линию были неудовлетворительными. Замечания устранены?
– После выдвинутых нами претензий перевозчики исправились. Если в первые дни самый низкий показатель был 40%, то уже к концу первой недели обе компании обеспечили стопроцентный выпуск автобусов в соответствии с расписанием. Наши претензии удовлетворены, о расторжении контрактов речи теперь нет. Но если из-за провала в первые дни итоговые показатели за месяц окажутся ниже нормативных, перевозчики получат штрафы.
За первую неделю июня в Перми на маршруты вышли 212 автобусов 2019-2020 годов выпуска. Новая техника продолжает поступать?
– Да, число новых автобусов увеличивается. Компания «РТ Лайн» заменила все дизельные арендованные машины, на поступившие с завода «ЛиАЗы». «Автомиг» получил новые автобусы в полном объеме. Следующий большой этап в обновлении подвижного состава произойдет 15 июля. С этого дня «РТ Лайн» выйдет новыми автобусами на маршруты №№ 1, 4 и 67. Кроме того, по всем долгосрочным контрактам перевозчики должны к 15 июля обеспечить 30% парка новой, полностью низкопольной техникой.
«Автомиг» наряду с «МАЗами» эксплуатирует автобусы «Лотос-105». Формально модель соответствует всем требованиям аукционной документации, перевозчиком предоставлен документ о сертификации модели вместимостью 92 пассажира. Но она меньше автобусов «ЛиАЗ», «МАЗ», «НЕФАЗ», «Волгабас» и прочих. Удобно ли это пассажирам на закамском направлении? Ранее рассматривалась возможность машины особо большого класса запустить на этих маршрутах.
– Визуально «Лотос» действительно выглядит меньше привычных для пермяков автобусов. Мы ждем ответа от Росаккредитации о том, уполномочена ли компания, выдавшая сертификат о вместимости автобусов, проводить такие оценки. Если с документами все хорошо, то претензий к перевозчику у нас не будет. Что касается потребности пассажиров, при необходимости мы будем увеличивать количество техники на маршруте.
С 1 июня администрация сконцентрировалась на контроле новых для Перми перевозчиков. Как оценивается работа тех, кто давно работает в городе? Есть ли замечания к ним?
– Мониторинг ведется абсолютно по всем маршрутам. Пермские перевозчики в первую неделю показали результаты гораздо лучше, чем у новичков, сразу обеспечив практически стопроцентный выход техники на линию. И они продолжают держать эту планку. В части контроля за состоянием автобусов, наличием и исправностью дополнительного оборудования проверки проводятся в соответствии с графиком. За месяц эта работа будет проведена по всем перевозчикам.
За две недели контрольно-ревизорская служба провела 28 проверок и выявила 43 нарушения. Большинство из них – водители курят и разговаривают по телефону на рабочем месте. Какие санкции за это предусмотрены?
– Размер штрафа зависит от цены контракта и составляет 5, 10 или 100 тысяч рублей. Отмечу, что по условиям новых договоров мы можем привлекать перевозчика к ответственности не только когда контролер лично зафиксировал, например, факт курения на рабочем месте, но и по обращению пассажиров. Они сообщают нам номер автобуса и время совершения рейса, и мы запрашиваем у перевозчика видеозапись из салона. Если оказывается, что водитель действительно курил – это штраф, а если видео не предоставлено – тоже штраф.
У администрации есть разногласия с депутатами по поводу системы учета пассажиропотока. Достаточно ли, на ваш взгляд, оснастить датчиками входа-выхода только часть автобусов, чтобы эффективно контролировать сбор выручки?
– Напомню, что Пермь стала пилотной площадкой по внедрению Единой системы оплаты проезда Пермского края (ЕСОП). Впервые начиная с 1 декабря 2019 года мы смогли посчитать пассажиропоток не по бумажным билетам, а с помощью централизованной электронной системы через валидаторы.
Сейчас требования по оснащению автобусов системой мониторинга пассажиропотока дифференцированы. Для заключивших пятилетние контракты оборудование должно быть установлено на 100% техники до конца 2020 года, трехлетние – на 30%. В перспективе мы придем к тому, что датчики появятся на всех автобусах. Требования, предъявленные на нынешнем этапе, – это результат долгих дискуссий с бизнесом, компромиссное решение. Речь идет о достаточно дорогом оборудовании, и в стоимость трехлетних контрактов нами не были заложены затраты на оснащение датчиками всех автобусов.
Мы считаем, что на этапе отладки системы мониторинга будет достаточно того количества датчиков, которое уже предусмотрено. Задача – накопить статистику по поездкам пассажиров по каждому графику. Для ее решения можно запускать автобусы, оборудованные датчиками, поочередно на разных рейсах.
А затем сравнивать эти данные с показателями сбора выручки?
– Да, это позволит выявить кондукторов, которые недобросовестно исполняют свои обязанности. Если в среднем рейсом пользуются в день 1000 человек, а сегодня на нем продано билетов для 500 пассажиров, значит, кондуктора нужно предметно проверять.
По новым контрактам выручка от продажи билетов перечисляется в бюджет города. Но кондукторы пока остаются в штате перевозчиков. Это изменится?
– Все останется как есть до 1 июля 2021 года. После этой даты финансирование на содержание кондукторов в штате контрактами с перевозчиками не предусмотрено. К этому моменту мы должны обеспечить условия для введения бескондукторной системы сбора денег. Во всех транспортных средствах должны быть установлены стационарные валидаторы. Кроме того, необходимо создать службу контроля, сотрудники которой могут составлять протоколы об административных правонарушениях.
Еще одно условие – высокая доля безналичной оплаты в транспорте. Какова она сейчас?
– Сейчас доля безналичной оплаты порядка 60%, к 1 июля 2021 года ее необходимо увеличить минимум до 80%.
Помимо пятилетних и трехлетних контрактов заключены еще короткие – полугодовые. На какой срок разыграют маршруты по их окончанию? Какие требования будут к подвижному составу?
– Сейчас наша задача – пересчитать экономическую модель исходя из экономии, которая сложилась по итогам аукционов по трем- и пятилетним контрактам, а также согласно изменению пассажиропотока. Мы должны принимать во внимание, что даже после снятия всех ограничений показатель, скорее всего, не вернется к «докоронавирусным» значениям. По прогнозам научных институтов, общее снижение пассажиропотока может составить от 5% до 20%. В связи с тем, что часть работников останется на «удаленке», а также больше людей предпочтут как личный транспорт, так и велосипеды, скутеры, самокаты.
В ходе обсуждения транспортной реформы обсуждалось несколько вариантов корректировки маршрутной сети, предусматривающих снижение объема транспортной работы на 10, 20 и 30%. Какое сокращение получилось в результате с 1 июня? Существенно ли повлияют на итоговые показатели изменения маршрутов №63 и №74?
– В целом сокращение составило около 15%. Локальные корректировки маршрутной сети, которые решено внести по итогам рассмотрения обращений пассажиров, кардинально на этом показателе не отразятся.
Что касается расходов, если говорить, например, про микрорайон Крохалева, то сохранение там маршрутов в прежнем виде в полном объеме – это дополнительно по 150 млн рублей в год на оплату транспортной работы. Продление маршрута №63 до микрорайона Садовый – это около 14 млн рублей в год.
Когда уменьшается объем транспортной работы, значит ли это, что транспорт начинает ходить реже?
– Не обязательно. Ответ кроется в одном из принципов, о котором мы заявили изначально: это сокращение длины маршрутов. На коротком маршруте выше «оборачиваемость» автобусов, поэтому для пассажира количество отправлений транспорта из его микрорайона не уменьшается. Да, для поездки на дальнее расстояние нужно будет сделать бесплатную пересадку, но с точки зрения того, как часто приходит транспорт, ситуация не ухудшается, а для некоторых микрорайонов даже улучшается. Этот факт можно проиллюстрировать на примере автобусного маршрута №80 «ДДК им. Кирова – улица Милиционера Власова»: за счет укорачивания маршрута до улицы Милиционера Власова увеличилась интенсивность движения автобусов по маршруту.
Какая доля поездок сейчас совершается с использованием пересадок? И вырастет ли она в дальнейшем по вашим прогнозам?
– Сейчас доля в среднем по городу составляет около 10%. Думаю, что показатель еще вырастет с 15 июля, когда к системе бесплатных пересадок добавятся последние 12 автобусных маршрутов.
До конца 2020 года мы должны собрать данные и понять структуру пассажиропотока. После проведения этого анализа можно будет вернуться к теме балансировки тарифного меню. В идеальном варианте пассажир должен платить не за поездку, а за время пользования общественным транспортом.
Расскажите о планах по обновлению остановок. Была идея привести их в порядок ускоренными темпами. Насколько это сейчас реально? Появятся ли «умные» остановки с Wi-Fi, медиапанелями, USB-зарядками и прочим?
– Нами подписано соглашение с министерством транспорта Пермского края, в рамках которого в 2020-2021 годах на обновление остановочных пунктов в городе будет выделено 200 млн рублей: 150 млн рублей – из регионального бюджета, остальное – из муниципального. Установим павильоны на всех пустующих посадочных площадках, а также заменим старые, не соответствующие пассажиропотоку. Всего планируется 330 новых объектов, в том числе «умные» остановки.
«Умные» остановки появятся в центре города?
– В основном это действительно крупные пересадочные узлы в центре. Но, тем не менее, мы постарались распределить «умные» остановки так, чтобы по несколько штук появилось в каждом районе города.
Помимо обновления остановочных пунктов что еще делается, чтобы совершать пересадки было комфортнее?
– Запланировано создание двух крупномасштабных транспортных узлов – Пермь I и Мотовилиха. Под этим подразумевается капитальное строительство платформ, навесов таким образом, чтобы электричка и трамвай подходили к одной платформе. Пассажирооборот этих транспортных узлов исчисляется десятками тысяч человек в сутки. Под этот показатель попадает еще, пожалуй, Центральный рынок, но создание ТПУ там требует комплексного развития всей прилегающей территории.
Пассажиропоток по всем остальным остановочным пунктам в городе не требует капитального строительства. Там планируется установка павильонов, позволяющих вместить всех пассажиров, – до 15 метров длиной. Будут понятная навигация, табло с расписанием. В рамках реконструкции и текущего ремонта дорог будем стараться максимально приближать друг к другу посадочные площадки.
Что касается проездных: ранее хотели сделать, чтобы срок их действия начинался с первой поездки, а не с момента покупки. И еще дать возможность по одной транспортной карте платить сразу за нескольких пассажиров. Когда это будет сделано?
– Функция активизации проездных билетов с первой поездки требует существенной доработки программного обеспечения. Как вы знаете, контракт на создание единой краевой системы учета пассажиропотока и оплаты проезда признан судом недействительным (этот контракт был заключен между министерством информационного развития и связи Пермского края и ЗАО «Золотая корона» – «bc»). Поэтому сейчас глобальные доработки ПО сейчас невозможны. Когда МИРС будет заказывать услуги по разработке или модернизации ЕСОП, мы включим в техническое задание пункт об активации проездных с первой поездки.
Возможность оплаты одной транспортной картой нескольких поездок предусмотрена. Она будет активирована с 15 июля.
Планируется ли дальнейшая закупка трамваев и автобусов для МУП «Пермгорэлектротранс»?
– В ближайшее время мы объявим закупку автобусов среднего класса (21 единица). С этой техникой муниципальное предприятие должно принять участие в торгах по тем маршрутам, которые сейчас разыграны на полгода.
Мы также хотим, чтобы МУП «Пермгорэлектротранс» претендовало на получение федеральных средств, и находимся во взаимодействии с Минтрансом РФ в части включения Перми в программу обновления транспорта. Размер субсидии по ней составляет 2 тыс. рублей на одного жителя. Пока окончательного решения министерством не принято.
Программа обновления транспорта также была анонсирована корпорацией ВЭБ.РФ? С ними достигнуты какие-то договоренности? Речь шла не только об автобусах, но и об электротранспорте, строительстве трамвайных путей в рамках концессии.
– Мы находимся с ВЭБ.РФ в тесном контакте. Обсуждаем возможности программ, в которых хотели бы участвовать. Но финансовые параметры пока не сформулированы.
Тем не менее – приобретение новых трамваев планируется?
– Да, в краевом и городском бюджетах на 2020-2022 годы на покупку трамваев предусмотрено порядка 1,5 млрд рублей.
Когда все трамваи будут оформлены в едином стиле?
– На обслуживание трамвайных маршрутов с МУП «ПГЭТ» сейчас заключен полугодовой контракт. Им не установлено требование по оформлению подвижного состава в едином стиле. Связано это с планом по закупке новых вагонов. Чтобы не тратить деньги впустую и не оклеивать старые трамваи, которые будут сняты с маршрутов, мы сначала утвердим, сколько единиц транспорта будет обновлено, а уже затем оформим весь подвижной состав в единой гамме.
Согласно новым контрактам реклама на транспорте запрещена. А на информационных табло в салоне перевозчик может показывать рекламу? Он сам заключает эти договоры, или это будет происходить централизованно?
– Мы движемся в сторону централизации. На краевом уровне будет создана единая система управления контентом как в городских, так и в межмуниципальных автобусах. Пока она не сформирована, перевозчик может самостоятельно размещать на медиапанелях рекламу. Но по условиям контракта он обязан согласовывать ее размещение с заказчиком и отдавать приоритет тем материалам, которые предоставляет администрация: это информационные ролики, социально значимая информация и т.д. Оставшееся эфирное время можно отдать под коммерцию.
Какие варианты есть по включению нового участка путей по улице Революции в маршрутную сеть трамваев?
– В качестве рабочей версии рассматривается запуск по ул. Революции двух маршрутов. Первый – с ул. Мира в направлении Висима (по улицам Революции, Горького, Уральской). Второе предложение – изменить маршрут №6, чтобы трамвай, спустившись с «Велты», шел по ул. Сибирской, поворачивал налево на ул. Революции и следовал до Перми II.
Сократятся ли текущие расходы бюджета на транспорт в 2020 году? И с чем это связано?
– Изменения в бюджет в части корректировок расходов и доходов вносятся регулярно. Последние наши предложения связаны с влиянием пандемии. Упал пассажиропоток, люди совершали меньше поездок по проездным документам, поэтому меньше будут соответствующие компенсации перевозчикам. В период самоизоляции сократилось количество рейсов, поэтому и на оплату транспортной работы потрачено меньше, чем планировалось. Мы перераспределяем эти средства на необходимые сейчас расходы, но деньги по-прежнему будут потрачены на нужды отрасли. Во-первых, это дезинфекция транспорта, приобретение масок для водителей и кондукторов. Во-вторых, – выплата субсидий перевозчикам в связи с падением пассажиропотока. Изменения сбалансированы.
Сейчас еще действует «коронавирусное» расписание или общественный транспорт полностью вернулся к обычному режиму?
– По сравнению с началом действия режима самоизоляции пассажиропоток вырос в разы. Если в первые дни апреля общественный транспорт перевозил по 90 тыс. человек, то сейчас – больше 400 тысяч человек. За две недели с 1 по 15 июня рост составил 25%. Думаю, что в ближайшее время мы выйдем на полное расписание по всем маршрутам. Уже сейчас осталось всего около десятка направлений, где выпуск транспорта сокращен в связи с низким пассажиропотоком.