С начала августа чиновники администрации Перми, ответственные за общественный транспорт, и депутаты городской думы провели несколько встреч на тему экономики отрасли. В конце июля стало известно, что первый год работы в рамках новой транспортной модели (см. справку) принесет бюджету убыток от 1,8 до 2,3 млрд рублей. Меньшее значение – прогноз мэрии, большее – оценка депутата Сергея Богуславского. Оба расчета опираются на данные о финансовых показателях за первое полугодие. Как пояснил Business Class сам г-н Богуславский, разница объясняется тем, что он представил итог, который возможен, если ничего не изменится. А в департаменте транспорта прогнозируют рост пассажиропотока в IV квартале 2020 года и в связи с этим ожидают меньший убыток.
Транспортная модель, внедренная в Перми, предполагает оплату работы перевозчиков из бюджета и перечисление в казну выручки от продажи билетов. Разница между этими двумя величинами и дает финансовый результат функционирования отрасли. Стоимость контрактов на обслуживание маршрутов складывается из цены автокилометра и их количества (объема транспортной работы). По большому счету, это и есть два ключевых параметра, которые власти могут корректировать, чтобы влиять на конечный финансовый результат. Что касается пассажиропотока, его важно правильно спрогнозировать, чтобы заказать адекватный объем транспортной работы.
Показатели первого полугодия говорят о том, что ранее прогноз мэрии разошелся с реальностью. По словам Сергея Богуславского, согласно детальным данным о пассажиропотоке, представленным администрацией, на одних маршрутах загрузка составляет 100%, а на других – 30%. «Основная причина прогнозируемых убытков – отклонение пассажиропотока от ожидаемого. Это связано не только с пандемией, но также с изначально некорректной оценкой: она была завышена. Даже в месяцы, когда не было режима самоизоляции, выручка существенно ниже плановых показателей», – рассказал депутат. «Раз у нас пассажиропоток оценен некорректно, то и объем транспортной работы больше, чем необходимо. Его нужно корректировать, причем не точечно, а системно», – добавил он. Стоимость автокилометра, по его оценке, невысока.
Еще одной возможной причиной Сергей Богуславский назвал неполный сбор выручки, то есть часть пассажиров ездят «зайцами». Депутаты не раз заявляли о необходимости проверки реального количества пассажиров с помощью датчиков входа-выхода в салоне транспорта. На это обращает внимание и председатель временной комиссии Пермской городской думы по контролю за организацией работы транспортной модели Александр Филиппов. «Пять лет говорим про контроль пассажиропотока, потому что это ключевой показатель, который позволяет принимать решение на основании объективной ситуации, а не на ощущениях, складывающихся при взгляде из окна служебного автомобиля», – подчеркнул он.
Депутат недоволен работой чиновников, ответственных за транспортную отрасль.
«С одной стороны, в плане экономики мы «вылетаем в трубу», с другой – остается недовольство новой маршрутной сетью. Поэтому сокращать объем транспортной работы надо не бездумно», – призвал г-н Филиппов. При этом он отметил, что в мэрии надеются на финансовую поддержку региональных властей для покрытия убытков транспортной отрасли. «Обратимся к краю, надеемся, нам помогут», – процитировал собеседник.
По словам Сергея Богуславского, с представителями администрации договорились в течение месяца собираться каждую неделю для обсуждения возможных корректировок для сокращения убытка. Вместе с тем, по его мнению, уже имеется достаточно данных, чтобы их проанализировать и «принять решение не методом научного тыка, а на основании нормальных расчетов».
Дальше – больше.
Внести изменения нужно оперативно, потому что не за горами следующий важный этап транспортной реформы. В ноябре истекает срок действия полугодовых контрактов, вместо которых администрация Перми планирует подписать пятилетние. «Если мы в том виде, в каком они есть сейчас, перезаключим новые соглашения, то зафиксируем убытки на пять лет», – предостерег г-н Богуславский.
Вариант разыграть маршруты на более короткий срок он не поддержал.
«Если мы контракты заключим не на пять лет, то у нас транспорт не обновится, потому что есть определенный гарантированный объем доходов, при котором банки дают транспорт в лизинг», – отметил депутат.
Александр Филиппов также поддерживает инициативу заключения договоров на длительный срок. «Новые контракты являются хорошим инструментом для исправления финансовой ситуации в отрасли, в том числе за счет корректировки маршрутов. Аукционы должны пройти по тем же правилам, по которым начали работу перевозчики с 1 июня, то есть с серьезным обновлением подвижного состава, с жесткими требованиями к учету пассажиропотока», – заявляет депутат. По его информации, стоимость автокилометра в полугодовых и пятилетних контрактах сопоставима, а требования к транспорту в коротких договорах совсем невысокие. Такое ценообразование позволяет говорить о нахождении этой рынка в «серой зоне», считает г-н Филиппов.
Отметим, что Пермь раньше всех городов заключила брутто-контракты с перевозчиками на пять лет. Коронавирус приостановил транспортную реформу даже в таком обеспеченном субъекте, как Санкт-Петербург. В Перми итоги аукционов, по результатам которых заключены пятилетние договоры, подвели 12 мая. Большинство контрактов досталось иногородним перевозчикам. Еще часть маршрутов обслуживается в рамках трехлетних соглашений, а те направления, которые не удалось разыграть на долгий срок, – по полугодовым договорам. По новым правилам большинство маршрутов начали работать с 1 июня, а полный переход к ним случился 15 июля. Также в два этапа произошло серьезное обновление подвижного состава.
Стал известен планируемый график аукционов на обслуживание маршрутов в Перми15 августа 2020, 10:55