20 августа в пространстве «Точка кипения» (Завод им. Шпагина), прошла дискуссия, на которой региональные эксперты обсуждали: «Прикамье – культурная столица или промышленный регион?». В начале встречи председатель Экспертного клуба Игорь Кирьянов отметил, что вопрос, вынесенный в повестку, намеренно некорректный и провокационный. Размышляя о развитии отраслей, г-н Кирьянов напомнил, что Завод им. Шпагина, где проходит встреча, был когда-то крупным промышленным предприятием, а сейчас является культурным кластером Перми. Также пермский ученый вспомнил, что ранее жители могли наблюдать некое противостояние политики двух бывших губернаторов. Если Олег Чиркунов делал акцент на культурные проекты, то у Виктора Басаргина ставка была на экономическое развитие края.
Началась дискуссия с выступления заведующего кафедрой культурологии и философии ПГИИК, доктора исторических наук Олега Лейбовича. По мнению эксперта, одно без другого существовать не может, должен быть синтез культуры и промышленности. «Если хотим развивать промышленность, мы обязаны заниматься образованием и учитывать ожидания, фантазии, интересы, возможности, ресурсы тех людей, которые будут этим заниматься. Мы твердо знаем, что никакого культурного единства внутри населения ни Перми, ни региона нет. Придется создавать, но будет это не очень скоро. Любая стратегия развития мне напоминает трамвай, который идет по рельсам из пункта А в пункт Б. На направление движения и остановки этого трамвая влияет много факторов», – рассуждает он.
Социолог Олег Лысенко поделился статистикой, которая отражает мнение горожан о пермской культурной революции 2013-2014 годов. Опрос, проведенный шесть лет назад, показывает, что лишь отдельные мероприятия и события отзывались в сознании людей. Среди них – установка объектов паблик-арта (знаменитые красные человечки), арка Николая Полисского, «Надкушенное яблоко». Также в список попали фестиваль документального кино «Флаэртиана» и фестиваль «Белые ночи в Перми».
«В 2014 году о пермском культурном проекте знали лишь 10% опрошенных пермяков. Он вызвал неоднозначные эмоции у жителей. Сказать, что люди выступали против арт-объектов, нельзя. Даже если им не нравилось или они не знали, то считали какое-либо событие полезным и нужным для Пермского края», – подвел итоги исследования г-н Лысенко.
Часть присутствующих сошлась во мнении, что на сегодня Перми не хватает очередного прорывного проекта, который позволит отличаться от других регионов России.
Арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева отметила, что промышленность не будет развиваться без мощного культурного начала. Проводить грань надо не между культурой и промышленностью, а между развитием и развлечением.
«Как раз современное искусство я рассматриваю в качестве инструмента, повышающего не только креативность, но и политическую осознанность, критическое мышление. Все инновационные процессы должны сопровождаться мощным движением в области современной культуры», – подытожила г-жа Аллахвердиева.
Дмитрий Махонин обсудил с министром культуры РФ проекты к 300-летию Перми05 августа 2020, 16:15Фото: пресс-служба Экспертного клуба.