Ажиотаж с посещениями кафе и ресторанов в Перми продержался недолго. Сейчас в заведениях снова фиксируют падение трафика гостей. Основных причин этого две – сезонное понижение (по наблюдениям участников рынка в начале осени посетителей в ресторанах меньше, чем в конце лета, во многом ввиду закрытия летников) и резкий рост количества заболевших коронавирусом в Пермском крае. Рестораторы не сомневаются, что последний фактор определяюще влияет на ситуацию.
По словам владельца S&M сoffe lounge Дениса Хабибулина, число посетителей в октябре по сравнению с сентябрем упало на 15%. Он рассказывает, что, несмотря на выполнение предписаний Роспотребнадзора и соблюдение противоэпидемических мер в заведении, люди оберегают себя и снова боятся посещать общественные места.
В ресторанной сети RestUnion (развивает заведения «Халва», «Тсуру», Zlata Husa, Casa Mia) трафик гостей стабильный, но его роста не ожидается.
«Понятно, что ситуация в целом и негативный информационный фон не улучшают обстановку. Сейчас людям самим нужно беречься, соблюдать все меры и не поддаваться панике. Мы во всех ресторанах и кафе обеспечиваем соблюдение требований Роспотребнадзора в полном объеме, – комментирует совладелец ресторанной группы Юрий Пирожков. – На посещаемость сейчас влияет не только пандемия, но и сезонный фактор. Как правило, осенью люди начинают снижать потребление».
Покинули чат. Какие кафе и рестораны потеряла Пермь за период пандемии18 сентября 2020, 07:00Кирилл Данилов, заместитель операционного директора холдинга «ZaZa Group», согласен с коллегами, что пермяки стали более осторожны. На его взгляд, весенняя ситуация может повториться, если эпидемическая обстановка в крае продолжит ухудшаться.
Помимо многочисленных новостей о коронавирусе, рестораторы столкнулись еще с одним испытанием – ростом курса валют, который происходит в последнее время. Как следствие – уже сейчас поставщики повышают цены на продукты.
Кирилл Данилов при разговоре с журналистом Business Class подтвердил, что поставщики поднимают цены. Рост цен на продукты, начиная от заготовок для хлебобулочных изделий, мяса и заканчивая зеленью, варьируется в пределах 10-40%. При этом стоимость блюд в заведениях пока останется прежней.
«Действительно, у поставщиков растут цены. Наши партнеры об этом предупредили. Это сигнал о том, что себестоимость блюд увеличится. Но в действующих заведениях и даже в новом кафе, которое мы запускаем в конце октября, цены трогать не будем», – добавляет он.
Не изменится и стоимость блюд в обновленном меню заведения Дениса Хабибулина. «В новом меню нет глобального повышения цен, наоборот, мы договорились с поставщиками кофе об удержании «доковидной» цены. Нам пошли навстречу, хотя многие подняли стоимость зерна на 15%», – объясняет основатель S&M coffe lounge.
Юрий Пирожков обращает внимание и на то, что у людей стало меньше свободных денег, поскольку пандемия задела многие сферы деятельности.
«Желание ресторанного бизнеса зарабатывать не совпадают с объемом той денежной массы, которая есть у потребителей. И цены в такой ситуации повышать невозможно, приходится работать в сложных условиях. Но мы это делаем уже несколько лет», – комментирует он.
Я волна, новая волна.
Несколько собеседников «bc» поделились мнением, что в случае повторного закрытия заведения пермского общепита могут не пережить ограничений и их последствий. «Вторая волна» негативно отразится не только на отдельных кафе и ресторанах, но и в целом на отрасли общественного питания.
«Я сейчас иду по Новому Арбату, это самое центральное и посещаемое место в Москве, и вижу, что тут через одно окно вывески «Аренда заведения». Предполагаю, что при введении карантина вся индустрия общепита, в том числе и поставки, столкнется с огромным количеством проблем», – рассуждает Денис Хабибулин.
Кирилл Данилов соглашается, что повторная волна ограничений не только сократит количество действующих заведений, но и очень сильно нарушит развитие ресторанного бизнеса в Пермском крае.
«Для тех, кто после лета начал развивать новые гастропроекты, введение карантина и связанные с этим риски станут сигналом, что в ближайшие 2-5 лет развития отрасли в Пермском крае может и не быть. Надо понимать, что некоторые участники рынка не откроют свои заведения. Те остальные, кто останется, будут помнить, что очень опасно вкладываться в новые проекты. Если не вернуть привычный трафик гостей в заведения общепита, дальнейшее развитие индустрии в регионе станет непонятным», – делится опасениями Кирилл Данилов.
Оборот общественного питания в Пермском крае с января по август 2020 года составил 11,2 млрд рублей. Это на 31,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Такие данные приводит Пермьстат. По прогнозам исследовательского агентства NPD Group, российский рынок фудсервиса упадет на 22% по итогам 2020 года, в то время как в Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии этот показатель достигнет 40%.