Максим Леонидович, с 1 ноября планируется расширение зоны платной парковки. Какие улицы в нее войдут?
– В Свердловском районе парковка станет платной на протяжении двух кварталов: по ул. Газеты «Звезда» от ул. Полины Осипенко до ул. Белинского и по ул. Глеба Успенского от Комсомольского проспекта до ул. Пионерской. Ранее анонсированное включение в платную зону самой ул. Пионерской мы отложили как минимум до следующего года, когда там запланирован ремонт.
В Ленинском районе нововведения коснутся практически всей территории Разгуляя. При этом платные парковочные места будет организованы преимущественно по улицам Екатерининской, Ленина, Пермской, Клименко, а в зоне частной застройки их будет совсем немного. Но на многих маленьких улицах вводится запрет на стоянку. Решение принято после обсуждения с ТОС «Разгуляй». Жители сейчас сталкиваются с тем, что узкие улицы частного сектора с самого утра стали занимать работники офисов. Запрет на стоянку и появление платных парковок поможет решить эту проблему.
Самим жителям частных домов тоже нельзя будет оставлять автомобили на дороге?
– Разумеется, все правила распространяются и на жителей Разгуляя, и на работников расположенных в микрорайоне офисов. Загрузка парковочных мест на этой территории существенно превышает 100%, то есть машины оставляют в том числе на газонах и в других запрещенных местах. Надеемся, что с появлением платных парковок ситуация улучшится, и тем, кто приезжает сюда на короткое время, в том числе посетителям Пермской дирекции дорожного движения (она находится на ул. Пермской, 2а) станет проще припарковаться. Сотрудники дирекции будут пользоваться платными парковками на общих основаниях.
Напротив дирекции появился знак «Платная парковка», который сейчас закрыт. Все готово к расширению зоны? Осталось только открыть знаки?
– Сейчас продолжается установка знаков и информационных табличек. В Разгуляе будет смонтирован еще один паркомат. С 23 ноября, после вступления в силу постановления администрации Перми, которое сейчас находится на стадии согласования и подписания, знаки расчехлят и парковка станет платной.
Установка паркомата связана с нормативными требованиями? Нельзя отказаться от их использования, даже если этот способ оплаты совсем не популярен?
– Действительно, популярность паркоматов постоянно уменьшается. Изначально они были востребованы примерно у 9% пользователей платных парковок, а летом этого года показатель составил чуть более 2,1%. Это соизмеримо с долей, приходящейся на сервисы Сбербанка (терминалы и мобильное приложение – 1,9%), которые подключены к системе оплаты парковки не так давно. Через приложение «Горпарковки» и сайт проходит 64% платежей, 31,6% приходится на SMS.
Мы видим, что паркоматы изживают себя, но обязанность устанавливать их закреплена в положении о создании платных парковок, утвержденном Пермской городской думой. В конце 2020 года или начале 2021-го мы выйдем к депутатам с предложением о корректировке нормативной базы. Один из вопросов: стоит ли нам продолжать эксплуатировать паркоматы или лучше, как минимум, прекратить установку новых. Вместо этого можно сделать упор на использование платежных терминалов и развивать это направление. Есть города, где платная парковка функционирует без паркоматов, и это гораздо экономичнее.
Систему оплаты парковок в Перми создала и обслуживает компания «Ростелеком». По контракту с муниципалитетом она должна передать систему городу, когда окупит вложенные инвестиции и получит определенный доход. Этот момент близок?
– Мы заключали контракт с оператором на пять с половиной лет. Он предусматривает, что компания за свой счет создает и содержит систему оплаты, а платежи за парковку поступают в бюджет. Из этих средств муниципалитет платит подрядчику. Поскольку платные парковки приносили бюджету больше, чем первоначально планировалось, то работа по контракту закончится несколько раньше. Мы прогнозируем, что с учетом спадав поступлениях в период пандемии окончание действие контракта придется на конец первого – начало второго квартала 2021 года. Когда это случится, система оплаты парковок перейдет в собственность муниципалитета и ее эксплуатация станет значительно дешевле, поскольку из расходов будет исключена инвестиционная составляющая.
Вы упомянули о сокращении поступлений от платы за парковку из-за пандемии. Насколько сильным оно оказалось, и заметен ли сейчас эффект от так называемой «второй волны»?
– Самый серьезный спад, конечно, произошел в период общероссийских нерабочих дней. Парковки были бесплатными, но некоторое время они пустовали. Потом было заметно, как предприятия возобновляют работу, хотя еще действовал режим строгой самоизоляции. После его отмены заполняемость парковочных мест вернулась на «докоронавирусный уровень». Около двух недель назад по загрузке парковочных мест стало видно, что людей переводят на дистанционную работу. Особенно это заметно вблизи офисов крупных компаний.
Из-за пандемии был отложен проект о выделении подзоны с повышенной платой за парковку. Когда к нему можно будет вернуться?
– Это предложение мы подготовили как следствие наблюдаемой неравномерной загрузки парковочных мест в центре Перми. Снова мы к нему вернемся не раньше начала, а может быть, даже весны следующего года, когда вновь проанализируем ситуацию. Поймем, восстановился ли спрос, есть ли перегруженные кварталы. Только на основании этих данных будет приниматься решение о необходимости повышения стоимости парковки в отдельной зоне.
Расскажите о планах по созданию внеуличных, в том числе перехватывающих парковок.
– В 2021 году планируется оборудовать четыре плоскостные парковки, в 2022-м – еще пять. Пока не для всех определены земельные участки, но некоторые могу назвать точно. Внеуличные парковки появятся на ул. Попова в квартале между улицами Ленина и Пермской, на ул. Революции около ЖК «Новый центр». В следующем году будем делать перехватывающую парковку, но где именно, решение еще не принято.
Определена ли схема финансирования создания внеуличных парковок?
– Скорее всего, будет один из следующих вариантов: либо муниципалитет оборудует парковки за свой счет, далее содержит их и получает доход в бюджет, либо привлечет подрядчика, который вложит средства в оборудование и будет содержать парковку. Во втором случае плата за стоянку также станет поступать в бюджет, а город должен будет выплатить инвестору определенную сумму исходя из объема оказанных услуг. У первой схемы два минуса: расходы нужно понести сейчас, а доходы для их покрытия станут поступать постепенно в течение нескольких лет. Кроме того, риски проекта (например, если парковка окажется невостребованной) ложатся на муниципалитет. Если мы пойдем по схеме, аналогичной той, по которой создана система оплаты парковки на дорогах, то за счет инвестиционной составляющей услуга станет дороже. Риски при этом ложатся на плечи оператора.
Сколько будет стоить стоянка?
– Мы исходим из того, что в зоне платных парковок стоимость часа на внеуличной стоянке и на дороге одинакова, если автомобиль находится там до шести часов. При более продолжительном использовании внеуличная парковка должна становиться дешевле. То есть предельную стоимость за день предлагаем установить в 120 рублей. Посредством ценовой политики мы хотим сделать так, чтобы приезжающие в центр на весь день офисные работники не занимали места на дороге, которыми пользовались бы посетители заведений и учреждений.
Парковки на дорогах в Перми бесплатны в вечернее и ночное время и в выходные. Плоскостные парковки мы предложим сделать платными круглосуточно. Связано это с тем, что они будут находиться на оборудованной, освещенной площадке под видеонаблюдением. Жители ближайших домов смогут спокойно оставлять там машины на ночь.
Перехватывающие парковки должны быть еще дешевле и стоить столько, чтобы доходы от их работы были близки к расходам на содержание. По нашей оценке, это не более 80 рублей за весь день. Здесь задача – не получение прибыли, а разгрузка дорог в центре города.
Предложения по организации плоскостных парковок будут обсуждаться с депутатами Пермской городской думы и могут быть скорректированы.
Вернемся к рискам, связанным с востребованностью плоскостных парковок. Насколько, по-вашему, они велики?
– Когда вводилась плата за парковку на дорогах в центре, обсуждалось, нужно или нет нам делать муниципальные внеуличные стоянки. Честно говоря, мы думали, что они не потребуются, поскольку этим займется бизнес. Рассчитывали, что большое количество плоскостных парковок станут организовывать на частных земельных участках. Это случилось, но не в том масштабе, который нам хотелось бы видеть. И неудовлетворенный спрос на парковку за пределами улично-дорожной сети по-прежнему велик. При этом хоть в центре Перми и наблюдается дефицит свободной земли, участки, которые можно задействовать под парковки, все-таки есть.
В перечне таких участков, который вы сформировали месте с городским департаментом земельных отношений, несколько десятков перспективных площадок. Возникали ли сложности в процессе этой работы?
– Не везде нам удалось найти подходящие участки. Например, следуя генеральному плану, логично расположить перехватывающую парковку в районе перекрестка улиц Куйбышева и Чкалова. Но места там совсем не осталось. Еще в генплан было заложено создание перехватывающей парковки вблизи пересечения шоссе Космонавтов и улицы Карпинского. Но в процессе проектирования соединения улиц Крисанова и Карпинского и перекрестка с шоссе развязка получилась такого размера, что для ее строительства будет задействован и тот участок, который предназначался под парковку.
А что случилось с участком вблизи Куйбышева – Чкалова?
– Сейчас там на правах сервитута расположена автомойка. Возможно, в дальнейшем, когда там станет востребована перехватывающая парковка, мы вернемся к этому вопросу. Далеко не всегда имеет смысл делать перехватывающую парковку там, куда пока не дошли границы платной зоны. Вот в Разгуляе она будет востребована.
Сколько средств потребуется для организации плоскостных парковок?
– В каждом случае это индивидуально и зависит от участка. Если место уже оборудовано как площадка с покрытием, то остается система оплаты, видеонаблюдение, освещение. Другая ситуация – когда нужно строить основание площадки. Стоимость в этих случаях отличается в разы. Поэтому по каждой парковке будет разрабатываться отдельный проект и рассчитываться цена.
Сейчас идут дорожные работы в районе будущего ТЦ «Лента». Это условие, которое было поставлено для открытия гипермаркета. Не так давно стало известно о планах по строительству еще одного крупного торгового объекта в Мотовилихе – гипермаркета «Леруа Мерлен». Какие условия должна выполнить эта компания?
– Когда мы согласовываем присоединение объекта к улично-дорожной сети, задача всегда одна – сделать так, чтобы с его открытием участники дорожного движения не стали тратить больше времени на проезд. Удивительно – иногда бывает, что появление нового объекта уменьшает временные затраты жителей на дорогу, но это редкость.
В каждом случае мы основываемся на расчетах, и если они отражают негативное влияние, то говорим застройщику о необходимости реализовать компенсационные меры. «Лента» эти работы уже заканчивает: мы видим дополнительную полосу на ул. Революции, на бульваре Гагарина – расширение ул. Патриса Лумумбы. Они делают четыре въезда-выезда с территории гипермаркета – по бульвару Гагарина, ул. Макаренко и два по ул. Патриса Лумумбы.
Администрация Перми сформировала технические условия, на которых может быть присоединен к улично-дорожной сети города второй гипермаркет «Леруа Мерлен». Застройщику предложено разработать проект, предусматривающий большую круговую развязку на пересечении улицы Уинской и планируемого Ивинского проспекта. Таким образом появится возможность подъезда к объекту с разных сторон, что позволит избежать затруднений в движении, в частности на перекрестке Уинская – Грибоедова. Второе мероприятие для обеспечения транспортной доступности гипермаркета – локальное расширение вблизи него улицы Уинской. Застройщик сейчас рассматривает эти условия.
Вы сказали, что есть объекты, появление которых улучшает дорожную ситуацию. Например?
– Пример – ТРК «Спешилов». С его открытием немного сократилось количество поездок жителей правобережной части по центру города, так как покупки можно сделать по дороге домой, появились дополнительные рабочие места на правом берегу, распределилась нагрузка на путепровод над железной дорогой.
Значит, нужно, грубо говоря, строить больше объектов притяжения на правом берегу Камы?
– Это означает, что больше рабочих мест нужно создавать в тех районах, где живет много людей. В Перми крайне неблагоприятная ситуация с маятниковой миграцией, поскольку город имеет огромную протяженность, при этом рабочие места сконцентрированы в центре. Например, жители Индустриального района исторически трудились в Осенцах, а теперь почти в полном составе едут на работу в центр. Кировский район раньше обеспечивал рабочими местами Пороховой завод и другие предприятия, сейчас люди также работают преимущественно в центре. Такая же ситуация у значительной части жителей Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов. Поэтому утром у нас все дороги загружены по направлению в центр, вечером – обратно, а днем они свободны. Для эффективного использования дорожной сети нужно ограничивать строительство жилья в отдаленных районах и одновременно стимулировать создание там мест приложения труда.
Вы уже упоминали один из самых масштабных проектов дорожного строительства в Перми – развязку шоссе Космонавтов и ул. Карпинского и планируемое соединение с ул. Крисанова. Почему важно продление улицы Крисанова, и какой эффект получит город?
– Продление улицы Крисанова значительно повысит связанность Индустриального района с центральной частью города. Сейчас путей проезда немного: с шоссе Космонавтов по улицам Малкова и Локомотивной, по улице Плеханова и через площадь Центрального рынка. Соединение улицы Карпинского и Крисанова создаст прямую связь с центром, что позволит разгрузить шоссе Космонавтов на подъезде к рынку. А с учетом того, что рассматривается возможность моста через Каму в створе улицы Крисанова, ее продление приобретает общегородское значение. Это масштабный проект, который предполагает строительство трамвайных путей и двухуровневой развязки с шоссе Космонавтов. Шоссе пойдет сверху по эстакаде. Сейчас документацию готовят к прохождению государственной экспертизы.
В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) развязка шоссе Космонавтов и Плеханова также обозначена как двухуровневая.
– Речь идет о том, чтобы на перекрестке шоссе Космонавтов и ул. Плеханова для совершения левых поворотов задействовать пространство под железнодорожным путепроводом. Это значительно упростить регулирование движения на перекрестке. Проект реконструкции ул. Плеханова близок к готовности. Помимо петли под путепроводом он предусматривает локальное расширение дороги перед перекрестком. На остальном своем протяжении улица Плеханова останется двухполосной. Тротуары доведут до нормативных параметров, сделают велодорожку.
Ранее говорилось, что только после продления ул. Крисанова можно будет приступить ко второму этапу реконструкции улицы Революции в районе ЦКР. С чем это связано?
– Такая очередность связана с транспортной нагрузкой на дороги. Второй этап реконструкции улицы Революции потребует «выключение» этого участка для движения на длительное время, что неминуемо приведет к заторам. Поэтому очень желательно для начала реконструкции транспортного узла у Центрального рынка иметь путь для его объезда. Улица Крисанова и рассматривается в качестве такой альтернативы, как и отремонтированная улица Плеханова.
А есть проект второго этапа реконструкции улицы Революции?
– Была разработана концепция, включающая разные варианты развязки. Они рассмотрены, определены основные параметры улиц. Сначала разрабатывается проект планировки территории – это делается сейчас. Только потом наступит этап проектирования, причем не только ул. Революции, но и ул. Пушкина, и самой площади ЦКР.
На каком этапе находится проект строительства второй очереди моста через реку Егошиху? Насколько он обеспечен финансированием? Ранее сообщалось, что по соглашению с администрацией Перми часть средств выделит компания «Лента».
– Строительство второй очереди моста через Егошиху – не тот проект, который может и должен в одиночку реализовать застройщик. Это объект общегородского значения, и разработкой документации для строительства будет заниматься город. В проект будет заложена прокладка трамвайной линии с перспективой ее продления в сторону микрорайона Садового. В бюджете заложены деньги на проектирование, а стоимость объекта и сроки его реализации станут понятны уже по итогу разработки документации.
В ПКРТИ есть объект «Вело-пешеходный мост через Егошиху». Что это за проект?
– Речь о давней идее: заключается она в том, что кроме транспортных связей нужно создавать небольшие и не такие дорогостоящие пешеходные мосты через долины малых рек. Они позволят не только пересекать долины, но и попадать к самим рекам, что важно с учетом планов по развитию так называемого «Зеленого каркаса». Одна из самых перспективных таких связей – переход от ул. Тихой в направлении бульвара Гагарина. Тем более что на ул. Тихой расположен спорткомплекс «Летающий лыжник». В проекте программы до 2022 года предусмотрено проведение технико-экономического обоснования строительства такого велопешеходного моста.