Екатерина, вы победили в IV Всероссийском конкурсе кавистов. Расскажите, чем кависты отличаются от сомелье?
— Для меня это практически одно и тоже. И кависты, и сомелье занимаются тем, что несут винную культуру в массы. У нас одинаковая задача — познакомить человека с вином, предложить и продать то, что он хочет и любит. Основное отличие сомелье от кависта, пожалуй, в том, что сомелье — это ресторанная история и взаимодействие с гостями, а кавист — работает в винном бутике. Он не сервирует вино, и не открывает бутылки в зале при посетителях.
Как давно вы в этой профессии?
— Я работаю сомелье с 2012 года, как окончила школу вина «Энотрия» в Москве. До этого, в студенческие годы, совмещала учебу и работу официантом в ресторане, потом стала барменом. Мне это понравилось, и решила остаться в отрасли общепита. Спустя время появилась возможность поехать учиться в Москву, ни разу не пожалела, что съездила на обучение. Мыслей остаться в столице — не было, знала, что вернусь в родной город. Сейчас я являюсь шеф-сомелье ресторанов Interview и La Bottega в Перми. Занимаюсь вином в ресторанах, начиная от составления винных карт, отбора интересных новых позицией до организации проведения гастрономических ужинов. Эта история про сочетание вина и еды, так называемый food pairing. Ну, и конечно, рассказываю о вине и знакомлю гостей с напитком.
Всероссийская олимпиада по кулинарии и сервису «Легенда» — это ваш первый профессиональный конкурс?
— Нет, в 2013 году впервые съездила на российский конкурс сомелье. Это, наверное, самый топовый конкурс по России. Тогда я даже в полуфинал не вышла. Среди участников были очень сильные ребята из Москвы и Питера, да и в регионах есть свои профессионалы. В любом случае, рада, что тогда стала участником конкурса. Очень важно было посмотреть на эту атмосферу и окунуться в нее. Помню, что волновалась, справляться с волнением — это тоже важный момент, который не всегда мне удается.
Как проходила подготовка к олимпиаде и сколько времени потребовалось на неё?
— Изначально Всероссийский конкурс кавистов планировался в феврале-марте этого года, но из-за пандемии его перенесли. Так получилось, что подготовка к конкурсу совпала с подготовкой к экзамену в британской школе WSET(Wine & Spirit Education Trust), чьи сертификаты котируются по всему миру. Курсы квалификации бывают первого, второго, третьего и четвертого уровня, я в этом году сдавала третий уровень. Обучение полностью проходило на английской языке, в конце экзамен — теоретические вопросы и слепая дегустация вина. Результаты обучения еще не пришли, но эта подготовка помогла мне добиться высокого результата на «Легенде». Обучение в школе шло три дня, но подготовка заняла месяца три.
Когда увидели других участников в соревновательном процессе поняли, что у вас хорошие шансы на победу или наоборот – что их мало?
— Возможно, это неправильно, но я привыкла себя скорее недооценивать, чем переоценивать. Признаться, на конкурс шла с мыслью, что уйду после первого тура. Конкурсанты были, действительно, сильными. Мы состоим с некоторыми людьми в Уральской Ассоциации сомелье, и я знаю уровень подготовки, например, участников из Екатеринбурга. Особых надежд не питала на победу, но в итоге все сложилась удачно.
Расскажите, как проходила конкурсная часть «Легенды»?
— Было несколько заданий: слепая дегустация вина и описание напитка, сравнительная дегустация, демонстрация процесс работы с гостем и работу «у полки» с иностранными клиентами. Как проходила оценка — не смогу сказать, мы в это время уходили в отдельную комнату, чтобы не видеть выступление других участников. Судьи — очень известные специалисты из винного мира. Была рада, что увидела их всех лично, потому что почти на всех подписана в социальных сетях. Среди них — Президент Союза сомелье и экспертов Артур Саркисян, Денис Руденко, один из самых любимых моих винных блогеров. Он публикует лекции про вино в личном аккаунте Instagram и объясняет все с нуля, я его правда обожаю. Были те, кто является действующими чемпионами России среди сомелье, победители предыдущих конкурсов кавистов. Кубок мне вручала как раз Анастасия Орлова, лучший кавист предыдущего года.
Известно, что в финале организаторы дали задание «сюрприз» — что оно из себя представляло?
— Это было задание по пиву. Никто не ожидал, что про такой напиток предложат рассказать. Было четыре образца пива, и в один бокал организаторы налили кофе. Хотели нас подловить, но участники сразу же определил, что в бокале. Мне повезло, прошлой осенью один эксперт из Екатеринбурга читал лекции по пиву, поэтому знания и понимание об этом напитке были. Сейчас активно развивается пивная культура, это большой плюс, потому что пиво тоже многообразно. Есть те посетители, кто в заведения или магазины конкретно за пивом приходит.
Вы стали лучшим кавистом в России — что это звание вам дает? Ожидаете предложения из ресторанов, в том числе за пределами Пермского края или вам ближе работа в родном городе?
—Я не планирую никуда уезжать, меня все устраивает в работе. Все свои цели намерена реализовать в Перми. Что дает конкурс? Для меня, это прежде всего, самореализация. Было важно побороться с волнением и показать такой результат, чтобы о нашем городе говорили. Представляете, в некоторых местах вообще ничего не знают о Перми! Победа на конкурсе — это хорошая мотивация, проверка своих знаний, выброс адреналина. И это очень достойное завершение текущего года, большую часть которого, мы сидели дома.
Оцените развитие профессии кависта в Пермском крае, на каком месте в условном рейтинге регионов среди профессионального сообщества находится наш регион, чем мы отличаемся от других?
— Мне сложно сравнивать Пермь с другими регионами, но одно могу сказать точно: в нашем городе хорошие специалисты. Бутики и винные маркеты предлагают широкий выбор вин и крепких напитков, кависты всегда готовы помочь сделать правильный выбор. В каждом регионе есть свои «фишки». Думаю, что наши кависты грамотны и профессиональны.
Эксперты пермского рынка общепита отмечали, что в 2019 году был тренд на открытие винных баров. Как сейчас в Перми складывается ситуация с подобными заведениями? Действительно ли они популярны?
— Мне кажется, напротив, в Перми винные бары не развиты так сильно как в других городах. Считаю, что Питер самый крутой в плане винных баров. В Перми плохо приживается эта история, и я не знаю почему. Либо, это зависит от пермяков, либо от концепций заведений. Есть над чем работать, но судя по нашим гостям, люди заинтересованы в таких форматах бара.
Быть в своей тарелке. В Перми прошла Всероссийская олимпиада по кулинарии и сервису02 декабря 2020, 08:00Фото на главной: фотограф Оля Рунева.