Заместитель главы Перми Анатолий Дашкевич провел встречу с перевозчиками, на которой обсуждалось возможное сокращение объемов транспортной работы по действующим контрактам. Разговор состоялся после того, как этот вопрос был поднят на совещании с участием депутатов – первом официальном и открытом мероприятии, которое г-н Дашкевич провел, вновь встав куратором транспортной отрасли города.
Тогда было заявлено, что сократить объем транспортной работы власти намерены за счет исключения из расписания рейсов с наименьшим пассажиропотоком и снижения количества автобусов на маршрутах с низкой загрузкой. Была предложена следующая разбивка: на оплату пятилетних контрактов сократить расходы почти на 270 млн рублей; на договорах, заключенных на 2,5 года и на 3 месяца, сэкономить еще примерно по 60 млн рублей.
В ходе обсуждения темы с перевозками озвучено, что от контрактов могут «отрезать» от 1% до 10%. Предприниматели воспринимают такую инициативу безрадостно – перед участием в конкурсных процедурах они просчитывали экономику, исходя из того, что сумма оплаты по контрактам закреплена на весь срок их действия. Для заключения долгосрочных соглашений приобретена новая техника, преимущественно в лизинг.
Кроме очевидных последствий возможного сокращения объема транспортной работы, перевозчики отмечают и то, что доходы бюджета парадоксальным образом могут упасть.
«Чем больше мы будем создавать неудобств для пассажиров, тем менее привлекательным для них будет общественный транспорт. Зимой, выйдя на остановку, мало кто станет ждать автобус 30 минут, большинство выберет альтернативный способ передвижения. Пассажиропоток снизится, а отрасль при этом понесет убытки в еще большем размере», – поделился мнением директор пермского филиала «Автомиг» Игорь Сасунов.
Он отметил, что Анатолий Дашкевич прислушался к этому аргументу и по итогам встречи пообещал подойти к вопросу о снижении объема транспортной работы максимально взвешенно и оценить необходимость этой меры.
Перевозчик Александр Стерлягов считает, что все предложения по сокращению объема транспортной работы должны обсуждаться совместно тремя сторонами: предпринимателем, представителем администрации и депутатом, в округе которого проходит тот или иной маршрут. В компании «РТ Лайн» инициативу не прокомментировали.
В принципе, на первом совещании, где началась дискуссия об уменьшении объемов, состав участников таким и был. Однако отсутствовала конкретика: какие рейсы и на каких направлениях предлагается исключить. Депутаты попросили для продолжения обсуждения предоставить эту информацию. Кроме того, их интересовало, когда появятся полные и корректные данные о пассажиропотоке, без которых велик риск снова ошибиться при изменении работы маршрутов. Больше в подобном формате проблемы транспортной отрасли пока не обсуждались. Профильная депутатская комиссия последний раз заседала в ноябре, из декабрьской повестки думского комитета по городскому хозяйству вопрос о новой транспортной модели был исключен. На основании письма главы города его рассмотрение перенесено на 2021 год.
Разделили на троих.
Сама же транспортная реформа сделала очередной шаг вперед. С 12 декабря действуют пятилетние контракты на обслуживание еще семи автобусных маршрутов. По новым контрактам компания «Автомиг» вывела на маршруты №№11, 45, 55 и 59 автобусы марки МАЗ. ГУП «Автовокзал» начал работать на направлениях №51 и №74 на «НЕФАЗах». Предприниматель Татьяна Златковская закупила «ЛиАЗы» и стала обслуживать маршрут №19. Всего на линию вышли 92 автобуса 2020 года выпуска.
Парк ООО «Автомиг» пополнился газомоторными «НЕФАЗами», которые предприятие намерено задействовать на уже обслуживаемых маршрутах. Компания получила всю партию техники – это 21 единица.
В результате последних конкурсных процедур три перевозчика разделили контракты на 3,5 млрд рублей. Из них 2,3 млрд досталось «Автомигу», 830 млн рублей – ГУП «Автовокзал» и 357 млн – предпринимателю Татьяне Златковской.
Долгосрочные контракты в Перми не заключены только по 20 автобусным маршрутам. От общего объема транспортной работы и финансовой емкости это небольшая часть рынка. Все так называемые магистральные направления разыграны, остались внутрирайонные и с небольшим пассажиропотоком. Действующие «короткие» договоры по ним истекут 1 марта.