Business Class продолжает следить за историей давно обещанных пермякам крупных строек. Уже третий год – с момента сдачи нового терминала аэропорта 30 ноября 2017 года – прошел без ввода в эксплуатацию масштабных инфраструктурных объектов, стоимость которых исчислялась бы миллиардами. В списке ожидания по-прежнему остаются зоопарк, галерея, театр, вокзал, третий мост, аквапарк… и телетрапы, которые в 2020 году не начали работать, но уже появились.
Инфекционная больница.
В этот раз добавим в начало чек-листа инфекционную больницу. В коронавирусный год Пермский край вступил с планом строительства клинической инфекционной больницы №1 по ул. Калинина, 84а. Медицинское учреждение было внесено в региональный перечень объектов капитального строительства с оценочной стоимостью более 3 млрд рублей и подписанным контрактом на проектирование. Правда, смена зонирования, необходимая для начала строительства, вызывала возмущение экологов и активистов, выступивших в защиту Кировского леса.
В мае 2020 года – после смены региональной власти – контракт на проектирование расторгли. Выяснилось, что сдать работу исполнитель должен был еще в ноябре 2019 года, однако нарушил эти сроки. Власти сообщили, что проведут единую закупочную процедуру на проектирование, строительство и обеспечение инфекционной больницы медицинским оборудованием. Глава Прикамья Дмитрий Махонин отнес «инфекционку» к числу объектов, которые целесообразно строить с привлечением частных средств.
К концу лета назвали потенциального инвестора (федеральная группа компаний «МедИнвестГрупп») и размер вложений (7 млрд рублей). А вот определенности с местом строительства теперь нет. Возможно, власти вернутся к варианту в Индустриальном районе и вновь рассмотрят площадку рядом с центром СПИД, которая была актуальна до попытки разместить инфекционную больницу на правом берегу Камы.
В ноябре, когда всех накрыла пресловутая «вторая волна», пермяки стали задаваться вопросом, почему власти не занялись строительством в относительно спокойный летний период, как это сделали в некоторых других регионах. Губернатор ответил, что быстровозводимая больница не решила бы насущных проблем, так как ее мощность всего 100-250 коек. Строительство не быстровозводимой инфекционной клиники в Перми планируется закончить в III квартале 2023 года.
Эспланада, набережная, Комсомольский проспект.
В 2020 году открылась для посетителей реконструированная часть эспланады от улицы Попова до Законодательного собрания. Правда, остались пустовать «холмы», в которых планируется разместить кафе. Построенные еще в 2019-м, они до сих пор не введены в эксплуатацию. Подрядчик приступил к обновлению следующей части эспланады: между улицами Попова и Борчанинова. Ее модернизируют к 2023 году.
К юбилею Перми также капитально отремонтируют Комсомольский проспект и набережную. Здесь все идет по плану: на проспекте работы завершены на участке между улицами Монастырской и Екатерининской, на набережной заканчивают реконструкцию последнего участка – от Коммунального моста до «Порта Пермь».
Галерея.
Для строительства нового здания художественной галереи весь год выбирали подрядчика, однако так и не выбрали. В конце декабря 2019 года объявлен аукцион на выполнение работ. На участие в нем не поступило ни одной заявки. Вторая закупка по строительству здания галереи на заводе Шпагина проведена весной в формате аукциона. Он был признан несостоявшимся в связи с отказом заказчика от заключения государственного контракта с победителем – ООО «РСК-Ренессанс». Это произошло после смены губернатора.
В октябре подрядчика определили в ходе электронного запроса предложений. После рассмотрения жалобы, поступившей от турецкой компании, в УФАС итоги были аннулированы. Четвертую за год попытку власти предприняли под Новый год. Итоги закупки подведут в конце января.
Что конкретно произошло с проектом галереи в 2020-м? Он подорожал на 109 млн рублей.
Оперный театр.
В 2020 году должно было завершиться проектирование новой сцены оперного театра. Но этого не случилось. В январе общественности представили концепцию, которая затем претерпела изменения. Новый вариант (если он есть) публично не презентовали. В августе в министерстве строительства сообщали, что проект будут готовить полтора года – до конца 2021 года. Разве что работы ускорятся после поручения министра культуры РФ Ольги Любимовой. Во время приезда в Пермь она пообещала сделать все возможное, чтобы проект после представления регионом всех документов был включен в федеральный бюджет на 2022-2024 годы.
В 2020 году Управление капитального строительства выплатило компенсацию 133 собственникам гаражей в микрорайоне Разгуляй в Перми. Их боксы попали под снос в связи с планируемым строительством оперного театра у сквера имени Татищева. А еще власти выиграли суд по поводу изъятия для государственных нужд недвижимости в квартале №5 у Коммунального моста. Это площадка тоже рассматривалась под театр, а непосредственно изымаемые участки – под электроподстанции. Они по-прежнему нужны для подстанций, но питать будут, очевидно, не театр в Разгуляе.
Гостиницы и ТРК.
За год заметно «вырос» многофункциональный центр у эспланады, который строит екатеринбургский девелопер «Проспект». Не без проблем в виде провала грунта, возмущения жителей соседствующих с объектом домов, подлежащих расселению, и арбитражных разбирательств вокруг продажи участка центр достроен до уровня третьего этажа. А в конце декабря на площадке заложили символический первый камень на месте будущей пятизвездочной гостиницы Radisson in Perm.
От создания отеля на ул. Окулова, 4 отказались, а гостиница Hilton «четыре звезды» на Окулова, 14 – на стадии проектирования. Начать строительно-монтажные работы планируется в I квартале 2021 года. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2023 год.
Наряду с торгово-развлекательным центром в составе МФЦ «Эспланада» стоит отметить и ТРК «Планета» на месте ипподрома. Объект собирались сдать до конца 2020 года, но из-за пандемии срок сдвинулся на несколько месяцев. Глядя на строящейся молл, можно практически без сомнений утверждать, что в наступившем году он откроется. Инвестор объекта – московская компания MALLTECH.
ТПУ и железная дорога.
В январе 2020 года прекращено движение электричек по перегону Пермь II – Пермь I. В конце декабря губернатор Дмитрий Махонин упомянул о возможности его восстановления. При его предшественнике Максиме Решетникове на этом участке собирались запустить трамвай. Строительство линии планировалось начать в прошлом году, но этого не произошло.
А теперь снова о грустном. Компания «РЖД» урезала финансирование инвестпроектов, в том числе транспортно-пересадочных узлов «Пермь II» и «Мотовилиха». Для второго стали выбирать место, хотя ранее оно было определено (вблизи площади Восстания). А что касается реконструкции главного железнодорожного вокзала Перми и переноса к нему автовокзала, краевые власти по-прежнему уверены, что это случится в 2023 году.
Третий мост.
Дмитрий Махонин вернул в повестку строительство третьего моста через Каму в Перми. При его предшественнике власти придерживались мнения, что с этим проектом можно не торопиться, поскольку появление ул. Строителей увеличит нагрузку на Красавинский мост и снизит на Коммунальный.
Г-н Махонин попросил оказать поддержку в строительстве третьего моста через Каму во время общения с Президентом РФ Владимиром Путиным. Вскоре Пермский край подписал соглашение о сотрудничестве в области инвестиционных проектов с холдингом «ВИС». Он же назывался потенциальным инвестором строительства моста в Перми. Сообщалось, что в начале 2021 года от «ВИС» поступит предложение о заключении концессионного соглашения.
В конце года власти региона заявили, что находятся на стадии подбора подрядчика. У них есть принципиальное условие: вложения из краевого бюджета не должны превышать 15% от общей стоимости моста.
Аквапарк.
Дмитрий Махонин отказался от идеи строить аквапарк за бюджетные деньги. Власти нашли потенциальных инвесторов. «У нас есть хорошие перспективы, что в следующем году строительство начнется», – отметил глава региона. Желание заниматься проектом совместно с турецкой компанией ООО «ПолинАквапаркиРус» выразил директор парка им. Горького Рашид Габдуллин.
Представитель компаний из Франции и Канады предложил построить аквапарк у ТРК «СпешиLove»29 декабря 2020, 14:00Зоопарк.
Этому многострадальному объекту Business Class посвятит отдельный материал. И это рассказ не о строительстве, а про обследование уже построенного, разбирательстве в арбитраже и об уголовном деле. С зоопарком все столь же плохо, если выразиться максимально коротко.
Дворец спорта и стадион «Энергия».
В конце сентября 2020 года началось проектирование концертно-спортивного комплекса на 10,5 тыс. посадочных мест, который планируют построить к 300-летию Перми на территории бывшего Товарного двора. Нюанс – выкуп этой площадки является предметом судебного разбирательства между краевыми властями и прокуратурой.
Проектировщик многофункционального спортивного комплекса «Энергия» на месте старого стадиона должен завершить работу и получить положительное заключение госэкспертизы в I квартале 2021 года. Ввести объект в эксплуатацию также собираются в юбилейном для краевой столицы году. Кажется, текст о больших проектах в 2023 году должен быть невероятно огромным. А материал о 2020-м заканчивается, и нужно найти что-то долгожданное, что сделано в Перми.
Открылась «Лента» в Мотовилихе. С 2016 года собирались, и вот открыли – вместе с реконструированной дорожной инфраструктурой в непосредственной близости к торговому центру.