Елена Викторовна, расскажите, как пандемия коронавируса сказалась на работе пермских торговых центров?
– Начнем с того, что период простоя оказал достаточно серьезное влияние на работу торговых центров. Финансово пострадали от этого все: и ритейлеры, и сами площадки. Если говорить о периоде выхода из жестких ограничений, когда все начали работать и не было второй волны, то тогда достаточно оживленно люди стали возвращаться к нормальному ритму жизни. Мы наблюдали неплохие темпы роста: восстанавливались и продажи, и трафик. В этом плане самым хорошим месяцем был сентябрь.
Потом начали увеличиваться показатели по заболеваемости, и региональные власти стали повторно вводить ограничительные меры, а продажи снова пошли в минус. Однако это не означает существенного снижения продаж. В большей степени пострадала развлекательная сфера, например, кинотеатры, у которых до сих пор жесткие ограничения по посадочным местам, а также фудкорты и весь общепит. Что касается детских и игровых площадок, то они вообще не работали до 5 февраля. На кинотеатры очень сильно влияет отмена прокатов блокбастеров и новых фильмов. На сегодня все премьеры сдвинуты или приостановлены. И это большая проблема, с которой все кинотеатры сталкиваются.
Если говорить про трафик, то он перед Новым годом был ниже, чем в аналогичный период прошлых лет. Это связано с введенными мерами, которые касаются пребывания подростков в торговых центрах, ограничений по посадочным местам и запрета работы игровых комнат. Тем не менее, по продажам мы видим, что арендаторы очень близко подошли к показателям 2019 года. После Нового года трафик растет, потихоньку люди возвращаются в торговые центры. Мы рассчитываем, что в ближайшее время все восстановится.
Есть ли какая-то информация, касающаяся закрытия сети кинотеатров «Синема парк»?
– Официальных уведомлений со стороны руководства «Синема парк» нет. Они платят, работают, мы находимся в активных переговорах по ряду моментов. Информацию в СМИ мы восприняли. У всех киносетей сейчас проблемы. Компания старается держаться и заинтересована работать, это видно по многим пунктам. Трафик посетителей увеличился, и дела «Синема парк» нормализуются. В моем понимании у них абсолютно все под контролем, никакой катастрофичной ситуации нет. Если кинотеатры закроются, то в городе по большому счету ничего не останется. «Синема парк» достаточно сильная сеть, которая заинтересована в работе. Мы с ними сотрудничаем уже много лет в Перми и Уфе.
В каких сегментах оборот упал сильнее всего и с чем это связано?
– Как обычно в любом кризисе попали под удар и пострадали товары средней категории и выше. Кроме того, просели продажи сумок, багажа и всей кожгалантереи. Количество поездок и путешествий резко сократилось, поэтому потребность в этих товарах тоже уменьшилась. Что касается сегмента одежды и обуви, то у части арендаторов наблюдается рост продаж, у других – снижение.
В остальных сегментах оборот либо сократился несущественно, либо остался на уровне, либо наблюдается его небольшой рост. Если сравнивать с моментом, когда открыли торговые центры (до следующих ограничений), то сейчас показатели ниже. Летом продажи росли в геометрической прогрессии. Если бы снова не ввели ограничения, то восстановление было бы достаточно неплохим.
В продуктовом сегменте особого роста не наблюдается, скорее, фиксация на уровне прошлых лет, без роста, но по трафику есть снижение. Люди стали чуть меньше выходить в крупные объекты. Предпочитают магазины формата «у дома» и онлайн-доставку. Пока достаточно серьезная эпидемиологическая обстановка, поэтому горожане стараются куда-то далеко не передвигаться.
Какие магазины «чувствуют себя» лучше всего?
– Сейчас наблюдается рост в сегменте одежды и товаров для дома, нижнего белья. Это связано с тем, что многие сейчас работают на удаленке, а офисная одежда сменила свой формат и стала домашней. Электроника – это второй сегмент, который показывает рост, а детские магазины держатся на прошлогоднем уровне. Продажи идут также через доставку, но и в самих магазинах тоже растут по этим категориям. Нельзя сказать, что пандемия привела к какому-то глобальному переходу в онлайн, но тенденция такая есть.
Что люди стали чаще покупать онлайн?
– Большой рост онлайн-заказов наблюдается на бытовую технику и электронику, дешевую одежду и обувь, детские товары. Уровень риска в ошибке при покупке таких товаров не очень высок с точки зрения размерной линейки. Парфюмерию и косметику заказывают через точки выдачи в магазинах, потому что сейчас в большинстве случаев выбор офлайн, на полке, небольшой, снижается затоваривание. Отделы держат некий стратегический запас, а все остальное можно заказать, вам привезут и в этом же магазине продадут. Понятно, что нам это не очень нравится, но такая тенденция присутствует.
За последние два года сложилась ситуация, когда покупатели приходят в магазин, примеряют одежду или обувь и, скорее всего, заказывают в интернете. Это уже норма рынка. У некоторых сетей одежды часть заказов выдают в магазинах, а часть доставляют по домам. Однако среди арендаторов мы не слышали, чтобы они сильно заметили падение продаж в офлайн из-за роста онлайн-покупок.
Как меняется емкость розничного рынка в Перми? Сокращается ли число торговых точек?
– Некоторые операторы закрылись на наших площадках, часть – в связи с оптимизацией, но это последовательная история. Сокращается ли при этом спрос? По моим оценкам, нет. Скорее, уменьшается количество точек предложения, так как экономика меняется. Если раньше ритейлеры могли себе позволить держать больше магазинов, там и торговать, то сейчас все жестко начали работать с затратами и оптимизировать их. Ведь любая точка – это не только содержание объекта, но еще и люди с зарплатой. Мы заметили эту оптимизацию.
Например, крупный магазин одежды Lefties закрылся системно не из-за кризиса. Компания признала, что это неудачный проект. Sinsay перенял площадку, в конце марта планирует открыться. У них формат универмага: мужская, женская, детская одежда и товары для дома. Ценник – «средний минус», ближе к эконому. Оператор интересный, и, возможно, будет выигрышнее Lefties.
В ТРК «Семья» на сегодня вакантных площадей немного. Мы осуществляем небольшие перемещения, по ряду площадок еще идет выбор арендаторов.
Меняются ли средний чек и цены?
– Не секрет, что цены выросли. Более всего это связано с тем, что закуп товаров и основной составляющей большинства товаров при их производстве в России идет в валюте – евро или долларах, соответственно, напрямую из-за курса меняются и цены. Особенно это сказывается на стоимости одежды и обуви. Среди других причин может быть рост цен на сырье, из которого производится товар, и маркировка, а также дефицит на рынке. Средний чек при этом практически не изменился.
Ожидаете ли вы изменений в потоках посетителей в связи с открытием новых торгово-развлекательных комплексов – «Планета» и «Эспланада»?
– ТРЦ «Планета» и МФЦ «Эспланада» – это крупные игроки. Их открытие точно повлияет на работу остальных участников рынка, это неизбежно. В течение первых месяцев на трафик посетителей будет влиять фактор «новизны» и «любопытства», дальше уже сформируется рабочая рыночная ситуация. В «Планете» должны открыться несколько новых брендов, но большая часть арендаторов уже представлены в Перми. По «Эспланаде» пока непонятно: проект находится в стадии брокериджа, версии постоянно меняются. Ждем, когда начнут работать, посмотрим, кто будет в этом ТЦ из арендаторов.
Цены определяют, онлайн зазывает. Что изменилось в продуктовом ритейле в 2020 году?10 марта 2021, 07:00У нас есть опыт прохождения рынком и нашим ТРК аналогичного открытия ТРК «Планета» в Уфе, практически одновременно с ТЦ «Мега». Поначалу наблюдался небольшой отток посетителей из существующих торговых центров, потом произошло восстановление трафика, а затем рынок стабилизировался. Начали вместе работать более или менее спокойно. В Перми открывается пока один конкурент – «Планета». Мы умеренно оптимистичны, расстояния приличные между торговыми центрами, и этот фактор сыграет свою роль. Для города и покупателей – это точно хорошо, для нас – разумная конкуренция.
Случалось ли вам делать скидки или отсрочки по аренде в прошлом году? Планируются ли такие меры в этом году? Как в целом ведут себя арендаторы?
– Практически все арендаторы просили отсрочки, исключение составили те, кто работал без остановки. Но и они выходили с просьбами, было бы странно, если бы это не произошло. Мы предоставляли скидки, в итоге смогли договориться со всеми – за редким исключением. Например, арендатор «Оптима» съехал, а несколько арендаторов планировали закрытие еще до пандемии: например, отдел обуви Caliga – что и сделали в итоге.
В этом году подходим к каждому арендатору индивидуально, общаемся, смотрим, что происходит с продажами, динамику, предлагаем варианты решения и договариваемся. У каждого свой бизнес, нужно искать выигрышное решение для обеих сторон.
Поделитесь, пожалуйста, когда планируется реконструкция ЦУМа.
– По реконструкции ЦУМа есть разработанный проект и проектная документация. Это уже не секрет, что параллельно объект выставлен на продажу. Сейчас мы находимся в точке выбора: если сделка не состоится, то будем заходить в проект. Он предполагает установку эскалаторов с первого на второй и со второго на третий этажи, замену и постановку на верхних этажах универсальных операторов – по типу универмагов с большим выбором товаров.
К чему нужно готовиться ритейлу в 2021 году?
– Главная задача – обеспечить доходность объектов на уровне плановых показателей 2020 года; сработать не хуже, чем мы планировали на прошлый год; удержать то, чего достигли ранее. У большинства ритейлеров под аналогичным лозунгом и пройдет этот год. Но есть определенная группа, которая понимает, что в данной ситуации можно развиваться. Сейчас рынок благоприятен для арендаторов с точки зрения стоимости площадок, на которые они выходят. Риски существенно выше, и инвестиции тоже. Тем не менее есть арендаторы, которые намерены активно развиваться, в основном это федеральные сети. Поэтому удержать уровень доходности ТРК для нас – главная задача.
Постепенно люди начинают выходить из домов и спокойнее относиться к ограничениям и даже к ношению масок. Многие за это время уже устали без общения, физического и тактильного контакта. Будет востребован и онлайн, но пока не вижу поводов для существенных изменений. Он чуть подрос, но по-прежнему занимает 5-7% в товарообороте, это, по большому счету, не так много.
Если выразиться образно, то у меня за последний год сложилось такое представление о работе торговых центров и ритейлеров: есть скала, за которую зацепилась морская звезда, волны ее постоянно пытаются сбить, а она держится. Задача – крепко держаться и выстоять. Нам всем надо как минимум сохранить то, что создано, и работать. Чтобы дальше начать двигаться вперед.