Культура
  1. Культура
 18 марта 2021, 08:00  

Без паники. Пермский эксперт – о социальных сетях, журналистах и политике в интернете

Без паники. Пермский эксперт – о социальных сетях, журналистах и политике в интернете
Иван Печищев, доцент Пермского университета, – о засилье информации, TikTok и Clubhousе, доверии к традиционным СМИ и политической рекламе в соцсетях.

Гостем очередного прямого эфира в аккаунте издания Business Class в Инстаграм стал Иван Печищев, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета. Вместе с редактором газеты Вадимом Сковородиным они обсудили, как пандемия изменила отношение людей к информации и новостям, почему работа с аудиторией важнее создания контента, а также спрогнозировали будущее печатной прессы (спойлер – здесь все не так плохо).

Иван Михайлович, в последнее время видим целый поток критики в адрес социальных сетей. «Соцсети управляют людьми, отнимают много свободного времени» и т.д. и т.п. На ваш взгляд, действительно роль соцсетей так велика или это больше их демонизация?

– И роль социальных сетей велика, и демонизация происходит. Начнем с того, что соцсети отражают общество. Какое общество – такие и соцсети. Другое дело, что в соцсетях многое утрировано, и за счет этого вскрываются проблемы, которые беспокоят людей. Например, некоторые родители недовольны TikTok. Но несколько лет назад они также просили закрыть «ВКонтакте» из-за «Синего кита». Через пять лет будет новая сеть, которой также будут недовольны. Соцсети показывают, что происходит в обществе. Да, зачастую гипертрофировано и эмоционально. Но, на мой взгляд, опасность соцсетей преувеличена.

Если опять же говорить о TikTok, то негативное мнение вокруг него во многом связано с тем, что взрослые, в том числе и родители, недопонимают, как работает эта социальная сеть. Ребята развлекаются, а старшему поколению этого не понять.

Я в отношении соцсетей не настроен панически, каждый пользователь видит там то, что хочет видеть.

Вам не кажется, что люди немного устали и появилась новая тенденция – стремление меньше времени проводить в соцсетях?

– Усталость возникла еще в том числе из-за пандемии. В период локдауна люди проводили в соцсетях очень много времени. Мне кажется, что феномен популярности Clubhouse тоже связан с тем, что общество устало от традиционных соцсетей, всем хочется живого общения. Предполагаю, что люди будут больше следить за собственной цифровой гигиеной и потреблять медиаконтент более осознанно. Нужно ответить себе: «А зачем я иду в социальные сети?». Кто-то работает, кто-то общается с коллегами, но бесцельное времяпрепровождение в соцсетях действительно эмоционально выматывает и может вгонять в депрессию. Соглашусь с вами, что люди стали об этом больше задумываться.

Вы сказали, что в пандемию все соскучились по живому общению, а вам не кажется, что одновременно мы и разучились общаться?

– Очень хороший вопрос! Вижу по студентам и по общению с ними, что из-за дистанционного обучения их Soft skills уменьшаются. Например, студенты признаются, что не готовы сейчас публично выступать перед людьми: это намного страшнее, чем было раньше. Коммуникативные навыки придется прокачивать снова.

Одно из последствий пандемии – люди отвыкли читать газеты, они просто нигде с ними не пересекались почти целый год. Каким вы видите будущее печатной прессы?

– Я не являюсь записным скептиком по поводу традиционных СМИ. Вижу, что у некоторых медиа появились хорошие площадки в соцсетях, где собирается аудитория. Сейчас важно в социальных сетях фокусироваться не на контенте, а на создании сообществ людей-единомышленников. Это намного важнее, чем просто контент. И вот в таком процессе объединения людей у традиционных СМИ шансов больше. Во-первых, они до сих пор пользуются доверием, особенно в период огромного вала информации, в том числе и дезинформации. Во-вторых, редакции имеют штат журналистов, редакторов, значит, у них больше возможностей, опыта для реализации идей, проектов и т.п. Я точно вижу перспективы по созданию сообществ вокруг традиционных медиа, а значит, и будущее.

И последнее, что хотелось обсудить: в сентябре выборы в Госдуму, Законодательное собрание края и Думу Перми. Очевидно, что власть и политики рассматривают социальные сети как важный источник распространения информации. Скорее всего, большие бюджеты будут потрачены на продвижение кандидатов в соцсетях. Насколько это эффективно?

– На мой взгляд, стратегия завалить контентом социальные сети уже не работает. Информационных потоков и так много, люди устают. Правильная стратегия – работа с аудиторией, которая потом создаст сообщество единомышленников. Да, это сложно, но более важно. Мне как гражданину/горожанину хотелось бы, чтобы меня «объединяли» не вокруг кандидата, а вокруг вопроса развития города, который волнует. Такие действия были бы полезны, и главное – потом можно было бы увидеть результат.

Не пропустите:​Соблюдай дистанцию. В России законодательно сформулировали, что такое удаленная работа22 февраля 2021, 09:00
Все новости компаний