Пермские владельцы таксопарков и водители признались, что пока плохо понимают, как сделка между «Яндекс» и «Везет» и появление нового игрока из Китая скажутся на рынке. Цены формируют агрегаторы, пытаясь переманить клиентов и занижая стоимость поездки. Участились случаи, когда таксисты высаживают пассажиров, отказываются везти и просят отменить заказ.
Слияние и приход.
В феврале 2021 года компания «Яндекс» объявила о покупке активов группы «Везет» за 178 млн долларов. Изначально речь шла о call-центрах и бизнесе по заказу грузоперевозок. Однако позднее информация относительно объединения двух компаний появилась в приложениях для водителей такси. В 2019 году эту же сделку заблокировал ФАС, так как нашел в ней признаки попытки создать монополию на рынке. В любом случае теперь заказы от пользователей сервисов «Везет», «Яндекс Go» и Uber приходят в одно приложение «Яндекс.Про». 16 марта о приходе в Пермь объявила китайская компания DiDi, она обещает низкие цены для клиентов и хорошие условия для водителей (комиссию до 12%).
Руководитель пермского таксопарка «ЛЕВЕРНА» Александр Петров радуется за клиентов, но беспокоится о таксистах. «Если раньше были вопросы к «Яндексу», что он ведет монополистическую политику по России и захватил большую часть рынка, то сейчас такой проблемы уже нет. Появился прямой конкурент – «Ситимобил» и другие службы заказов такси. В последнее время у компании «Везет» были хорошие корпоративные условия, и она существовала преимущественно на таких заказах.
Когда на рынок заходит новый агрегатор, например DiDi, то возникает война цен. Для пассажиров они становятся низкими, компании из своего кармана доплачивают водителям. Через полгода все сходит на нет: цены остаются низкими, а водитель получает меньше», – рассказал Александр Петров.
«Ситимобил» стабильно занимает одно из лидирующих мест среди агрегаторов в городе, мы уверены в своем положении. Однако считаем, что сделка «Яндекс» и «Везет» усилит перекос конкуренции и создаст риск формирования монополиста в сегменте агрегаторов такси. Это не очень хорошо для рынка, поскольку именно конкурентная среда способствует тому, что все игроки больше работают, пассажиры получают хороший сервис с комфортными ценами, а водители могут достойно зарабатывать», – заявили в пресс-службе «Ситимобил».
«Слияние – это произвол, так считают многие водители такси. «Яндекс» становится практически монополистом. Он уже захватил малые города Пермского края, например Краснокамск. Алгоритмы агрегатора таковы: чтобы водителю заработать, необходимо брать заказы в течение 12 часов, ездить быстро и качественно. Все в формате игры: выдают золотые и платиновые медальки, чтобы люди трудились, как рабы, при этом еще учитывают рейтинг и оценки пассажиров. Считаю, альтернативы для клиентов не будет. «Ситимобил» такой же, как и «Яндекс», единственно – там видно конечный адрес, а цены еще ниже», – рассказал водитель такси с десятилетним стажем, автор профильного блога на YouTube Александр Иванов. Раньше он имел лицензию на перевозки пассажиров, но отметил, что это невыгодно, ведь штрафы и ответственность у легального перевозчика выше. Сейчас он оформлен в качестве самозанятого и принимает заказы напрямую от агрегатора.
У каждого своя цена.
По данным минтранса Пермского края, ежегодно число легальных перевозчиков в крае увеличилось на 30%. Однако количество нелегальных таксистов также растет. «Практика, когда недобросовестные агрегаторы подключают таких перевозчиков без разрешения, к сожалению, работает на постоянной основе. Поездка на нелегальным такси не сможет гарантировать безопасность пассажира. В случае с лицензированным автомобилем перед отправлением водитель проходит предрейсовый медицинский осмотр, а его автомобиль – технический. Разрешение могут получить только индивидуальные предприниматели или юридические лица», – рассказали в пресс-службе краевого минтранса.
В Пермском крае действуют 8998 разрешений на осуществление перевозок легковым такси. Таким образом, легально работают 632 перевозчика (юрлица и ИП). Из них ИП – 518. Из этого количества разрешения получены именно в Пермском крае у 2210 автомобилей, остальные – в других регионах, например в Удмуртии или Кировской области.
По итогам февраля 2021 года тарифы на проезд в городском такси поднялись в среднем на 10,71%. Такие данные опубликовал Пермьстат. Участники рынка рассказали корреспонденту Business Class, что не раз получали заказы стоимостью 35-40 рублей, но в час пик цены увеличиваются в три-четыре раза.
«Если взять пятилетний период, то поездки стали дешевле примерно в полтора-два раза. Обусловлено это тем, что становится много водителей, тех же нелегалов без разрешения и лицензий. Агрегаторы такси демпингуют, при этом не несут расходов и юридической ответственности. Таксопарки заправляют автомобили за свой счет, а цены на бензин и газ растут ежегодно, если не ежемесячно. Эти расходы ложатся на перевозчиков, а стоимость проезда устанавливает служба по заказу такси», – говорит Александр Петров из «Лаверны».
«В первую очередь, когда водитель видит стоимость заказа в 100 рублей и ниже, то возникает угнетенное моральное состояние. Кто-то культурно просит и высаживает пассажира, а многие применяют силу и агрессию. Такси «Максим» и «Такси Перемен», если грамотно подойдут к ситуации и дадут рекламу, то смогут перетянуть часть клиентов «Везет». Буду пробовать эти службы, но молодежь предпочитает ездить за 40 рублей. Однако есть и те, кто адекватно оценивает ситуацию и понимает, что за среднюю стоимость за поездку таксист приедет и не высадит по дороге», – говорит Александр Иванов.
Добрался бизнес.
С 3 марта сервис по заказу премиальных автомобилей с личным водителем Wheely запустил в Перми новый класс обслуживания «Бизнес». Компания работает по модели перевозок по заказу, а не как агрегатор такси. «Таким образом, сервис в Перми сравнялся с нашими базовыми стандартами в таких городах, как Москва, Лондон, Париж, Санкт-Петербург. Во время первой волны пандемии объем поездок значительно снизился: спрос упал на 90%. К концу лета мы восстановились, и уже в августе оборот достиг показателей 2019 года. Вторая волна, безусловно, внесла свои коррективы, но уже менее значительные. В целом пандемия не повлияла на наше ценообразование», – поделился Антон Петровцев, руководитель регионального развития Wheely.
Иностранцам нельзя.
В Пермском крае ввели запрет на трудоустройство иностранных граждан для работы в розничных магазинах, водителями такси и общественного транспорта. Соответствующий указ подписал глава региона Дмитрий Махонин. Согласно документу, в патенте, выдаваемом иностранцам для работы в Пермском крае, необходимо указывать его профессию.
Предприятиям дали три месяца на увольнение иностранцев, работающих по патенту. Аналогичный указ действовал в регионе до конца 2020 года.
В Пермском крае снижены цены на бензин после вмешательства УФАС26 марта 2021, 18:11