Владельцы торговых центров в Перми за прошедший год оценивают потери десятками миллионов рублей. Меньше всего пострадали арендаторы с сильной позицией на рынке, например крупные продуктовые ритейлеры. В этом же списке собственники площадей – им не приходилось искать деньги на аренду.
«Потери за прошедший год составили порядка 30-40% от предыдущих показателей годовой выручки», – подтверждает Елена Денисова, директор УК «Труменс Групп». «Убытки в такой сложный период, к сожалению, неизбежны как в финансовой части, так и в посещаемости ТРК. Время карантина мы использовали для реконструкции первого этажа, чтобы увеличить торговые площади. Также проработали ряд новых проектов и точек притяжения для пермяков», – говорит Наталья Михалева, управляющий директор ТРК «СпешиLove».
УК «Труменс-Групп» управляет ТЦ «Галерея», ТЦ «Арктик Холл», ТЦ «Рубин», БЦ «Парус», БЦ «Сота».
Собственники ТЦ приводят разные примеры, заставил ли кризис предпринимателей закрывать бизнес. По словам Натальи Михалевой, во время локдауна никто из арендаторов не ушел. Напротив, с июня по сентябрь 2021 года в ТРК открылись пять новых магазинов. Временно прекратили свою деятельность те ритейлеры, кто попал в зону реконструкции, когда в ТРК расширяли торговые площади. Елена Жданова, руководитель направления недвижимости и девелоперских проектов УК «ЭКС», отмечает, что пандемию не пережили единицы, но пустые торговые площади есть, и заполняются они не быстро. «Доля вакантных площадей в действующих ТЦ очень невысокая. В ТЦ «Галерея» все сдано в аренду. Закрылись те арендаторы, кто и так был в сложном финансовом положении до пандемии», – рассказала Елена Денисова.
УК «УКС» управляет ТЦ «СемьЯ» (I очередь) и ТРК «СемьЯ» (II очередь).
Арендодатели относятся к процессу ротации и смены операторов философски: это закономерный и неизбежный процесс в любое время –вне зависимости от экономических кризисов. Осенью 2020 года в некоторых торговых центрах доля закрытия торговых точек держалась на отметке 5-15%. Но к радости владельцев ТЦ были и такие, кто, наоборот, воспользовался возможностью занять освободившиеся площади.
Эксперты отмечают, что трафик в торговых центрах ожидаемо снизился: прошел осенний эффект отложенного спроса и заметно упала покупательская способность населения. «Посетители торговых центров изменили свое поведение. Теперь люди приходят не сколько за покупками, сколько общаться – в ТЦ тепло и безопасно. Немаловажный фактор – погода в Пермском крае», – поясняет Константин Копытов, директор УК «Столица».
Снижение посещаемости ТЦ в свою очередь влияет на прибыль арендаторов. Но не все морально готовы зарабатывать меньше, чем до карантина. По словам г-на Копытова, из-за этого 95% арендаторов пишут письма о снижении арендной платы. «Сейчас арендаторы просят скидок из-за того, что продажи не идут. Стараемся решать эти проблемы, ищем компромиссы. При этом на собственниках ТЦ тоже лежит тяжкий груз. Содержание площадей требует больших затрат, и мы терпим убытки. Вдобавок к этому налоги и кредитная нагрузка», – объясняет Константин Копытов.
Сейчас арендодатели ждут весенне-летнего периода, когда люди начнут выходить на улицу и непременно пойдут в торговые центры.
Светлана Архипова, руководитель магазина Van Cliff (ТРК «СпешиLove»):В Пермском крае на 20 % подорожала краткосрочная аренда загородной недвижимости12 апреля 2021, 19:30
Подводить итоги влияния коронакризиса на сферу торговли в Прикамье рано. Пандемийный шлейф проблем долго будет преследовать, еще как минимум год. Приостановка деятельности поставщиков, рост курса валют, работа швейных фабрик не в полную мощность – все это переросло в новые проблемы. Поставщики несвоевременно отгрузили – мы не продали, в итоге это недополученная прибыль, выручка упала вполовину. Нам пришлось снизить объемы закупок процентов на 50%. Покупательский трафик очень сильно упал. Чеки стали короче, покупатели ограничиваются чем-то одним, приходят в магазин по мере необходимости. Если вспомнить былое время, мужчины покупали новый костюм и к нему обязательно комплект сорочек и галстуков. Сейчас ситуация изменилась, люди экономят, для них сейчас важнее цена, а не качество.
Я планировала еще один магазин открыть, но из-за карантина сделала это в онлайне. Что сегодня и спасает. Поддержка малого бизнеса нужна безусловно. Просить ее у арендодателей бессмысленно. Мы все в одной лодке, все в аналогичной ситуации.