Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин провел ряд встреч в федеральном правительстве. Как стало известно Business Class, глава региона продвигал идею включения Пермского края в проект строительства скоростной автомагистрали Москва – Екатеринбург. Еще недавно она именовалась «Москва – Казань», но в послании Федеральному собранию Президент Владимир Путин заявил, что трассу нужно продлить до Екатеринбурга. А также «форсировать уже идущее строительство и завершить проект за три года».
«Таким образом, в 2024 году с учетом действующей трассы Москва – Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги будет обеспечено безопасное скоростное движение автотранспорта через всю европейскую часть от Балтики до Урала», – подчеркнул глава государства.
По данным Business Class, предложение Пермского края состоит в том, чтобы трасса прошла через Чернушку, Куеду, Октябрьский и далее – на Красноуфимск (Свердловская область). На прохождении дороги через Пермь региональные власти не настаивают, так как это увеличит общую протяженность пути и приведет к существенному удорожанию строительства. Но любой вариант участия имеет принципиальное значение для развития края.
Емко на эту тему высказался экономист, член генсовета «Партии Роста» Антон Любич, когда еще не было известно о встречах губернатора на федеральном уровне. «Скоростную трассу Санкт-Петербург – Москва достроят до Казани и продлят до Екатеринбурга. Судя по опубликованным материалам, она пройдет в обход не только Перми, но и Пермского края. Для краевой власти теперь главная задача – к 300-летию города добиться изменения маршрута, чтобы он был проложен через Пермь или хотя бы через Пермский край. Именно это, а не почетные звания и стелы, – залог устойчивого развития территории. Иначе действительно останемся не только «краем», но во всех смыслах «с краю», – написал г-н Любич в Facebook до поездки Дмитрия Махонина в Москву.
Положительно оценил инициативу губернатора председатель инфраструктурного комитета Законодательного собрания Прикамья Виктор Плюснин. «Когда обсуждение трассировки скоростной магистрали до Москвы только начиналось и ее сориентировали на Уфу, это конечно, вызвало сожаление. Возникали вопросы, как добираться до нее из Пермского края», – вспоминает депутат. Если получится сделать так, чтобы трасса прошла по территории нашего региона, это даст колоссальный толчок для его развития, уверен г-н Плюснин. «С появлением такой магистрали вокруг нее наращивается сопутствующая инфраструктура. Это всегда плюс для любого региона. Думаю, Удмуртия тоже станет сражаться за ее прохождение. Губернатор Дмитрий Махонин сделал важный шаг, но предстоит еще много работать, приводить аргументы», – говорит собеседник.
На капитальный ремонт федеральной трассы в Прикамье выделили 1,3 млрд рублей27 апреля 2021, 07:30Президент Владимир Путин указал на необходимость обеспечить строительство сети местных дорог, связанных с главной магистралью. «Что толку, если в жизни людей в небольшом населенном пункте, городе от этого ничего не изменится, только мимо будут пролетать скоростные поезда и автомобили? Опорная инфраструктура должна, безусловно, тянуть за собой развитие всех территорий, по которым она проходит, чтобы от нее шла так называемая современная региональная сеть», – заявил он.
По мнению Виктора Плюснина, скоростная дорога может составить некоторую конкуренцию авиаперевозкам. Воздушная связь Перми с Москвой сейчас отчасти ослабла – «Аэрофлот» вместо пяти рейсов в столицу в день намеревается сохранить только один, утренний.
Время в пути на новом маршруте сократится в два раза: путь будет короче, плюс расчетная скорость движения по трассе составит 130 км/ч. Уже реализуемая часть проекта ускорит поездку из Москвы в Татарстан с 12 часов до 6,5 часа. Чтобы доехать из Казани до Екатеринбурга, потребуется еще семь часов (вместо 14). Проект предполагается реализовать в формате государственно-частного партнерства (ГЧП), это означает, что автобан станет платным. Доля вложений частных инвесторов, по данным СМИ, составит 30-40%. Федеральную часть финансирования, как заявил Владимир Путин, обеспечат за счет Фонда национального благосостояния. Опрошенные «Известиями» эксперты подсчитали, что стоимость строительства скоростной автодороги М-12 из Казани в Екатеринбург может обойтись в 850 млрд рублей.
Срок реализации президент задал гораздо более сжатый, чем обычно для таких проектов. «Это будет беспрецедентный пример, когда от идеи до сдачи объекта пройдет менее трех лет, раньше на такие проекты уходило по 6-8 лет», – заявил вице-премьер РФ Эдуард Хуснуллин в интервью «Российской газете».
И здесь платно.
Еще один проект ГЧП, который обсудили на федеральном уровне, – Северный автомобильный обход Перми. О нем шла речь на встрече губернатора с председателем госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игорем Шуваловым.
АО «ИнфраВЭБ» (дочерняя компания ВЭБ.РФ) совместно с проектным институтом «Гипростроймост» по заказу краевого правительства выполнило работы по транспортному и финансовому моделированию и разработало бизнес-план объекта. Проект проходит госэкспертизу РФ. Сейчас региональные власти ведут переговоры с Минтрансом России о возможности выделения средств на этапе строительства (капитального гранта) и условиях реализации проекта.