На минувшей неделе заместитель министра транспорта Пермского края Александр Соломатин рассказал о ходе строительства Чусовского моста и обозначил сроки его завершения. «В планах – закончить строительство всех 14 опор моста в октябре-ноябре 2021 года, чтобы зимой полноценно заниматься надвижкой пролетного строения. На сегодня есть отставание от графика порядка 40 дней по возведению опор №12 и №13. Это связано с «техногенными сложностями», были заминки в принятии технических решений», – рассказал он на совещании, организованном ОНФ.
Сейчас возводятся одновременно пять опор, в ближайшее время начнется забивка маячных свай еще по трем-пяти. Кроме того, АО «Стройтрансгаз» выполняет реконструкцию и строительство участков автомобильной дороги Пермь – Березники и Восточного обхода.
По словам Александра Соломатина, 70% дорожных работ планируется выполнить в текущем году. В октябре 2022 года будет закончено основное сооружение – новый мост через Чусовую, а также остатки работ по линейной части и развязкам. В апреле 2023 года завершится реконструкция старого мостового перехода.
Несмотря на растущую активность строительства, проект государственно-частного партнерства в Пермском крае реализуется медленней, чем концессии в других регионах, инициированные одновременно с ним. «В 2016 году одним указом Правительства РФ запущено три проекта ГЧП в сфере дорожного строительства: Чусовской мост, обход Хабаровска и мост через Обь в Новосибирске. К сожалению, на сегодня наш мост занимает последнее место по реализации», – констатировал эксперт ОНФ Павел Чумаков.
Для сравнения – сквозное движение по скоростной автомагистрали «Обход Хабаровска», по сообщениям местных СМИ, откроется в сентябре этого года. Концессионером выступает группа «ВИС» (она называлась одним из претендентов на строительство третьего моста через Каму в Перми). Павел Чумаков отметил важную деталь: для строительства обхода Хабаровска сразу было создано отдельное учреждение, контролирующее ход работ. Есть подобное и в Новосибирске.
Представители минтранса сообщили, что для контроля за строительством Чусовского моста также планируется создать аналогичную структуру. «Мы пришли к этому варианту, а после окончательного согласования с губернатором начнем юридическое оформление нового учреждения, силами которого будем проводить независимый контроль строительных работ», – рассказала заместитель министра транспорта Пермского края Наталья Чазова.
Она не отрицает, что с объектом действительно были проблемы, но подчеркнула – они начали решаться. «Ситуация нормализуется, и проект наконец-то входит в нормальную строительную стадию. Подрядчик будет стараться уложиться в минимальные, но при этом реальные сроки», – заверила г-жа Чазова.
Генеральный директор ООО «Пермская концессионная компания» Алексей Родионов сообщил, что на конец года планируется выполнить работ на 6 млрд рублей. По его словам, к этому времени удастся привести к единому знаменателю процент фактически выполненных работ и техническую готовность по актам приемки работ.
Сейчас эти величины сильно отличаются друг от друга. Физическая готовность, по данным минтранса, составляет 22%. Принято из них 5,89%, соответственно, освоено 791 млн рублей из 13,4 млрд. Это полная действующая стоимость работ по соглашению. Но она изменится: проектная документация откорректирована и дополнена новыми объемами. Принимать работы станут по новой ведомости, тогда и появится «общий знаменатель». По проекту, прошедшему госэкспертизу, цена строительства равняется 18,7 млрд рублей.
Как сообщила г-жа Чазова, подрядчику был выдан аванс 3,8 млрд рублей. «Бюджет вкладывает огромные деньги, а какова доля концессионера?» – поинтересовалась руководитель регионального исполнительного комитета ОНФ Елена Шлыкова. В ответ Наталья Чазова пояснила: формат ГЧП предполагает, что инвестор возвращает вложения – за счет сбора платы за проезд или частичной платы из бюджета. «Поэтому вклад концессионера со временем становится для нас дороже из-за процентов. Соответственно, нам выгоднее сначала вложить средства бюджета, а «дорогие» деньги концессионера оставить на потом», – заключила она.
Доля инвестора по действующему соглашению превышает 3 млрд рублей. Она установлена при общей стоимости 13,4 млрд рублей. Как разделятся дополнительные расходы между концессионером и бюджетом с учетом увеличения затрат, не сообщается.
Павел Чумаков обратил внимание, что при определении концессионера одним из конкурсных критериев являлась плата концедента (Пермского края) во время эксплуатации моста в период действия соглашения. Начальная сумма была установлена в размере 11,4 млрд рублей (примерно на 12 лет). Победитель («Пермская концессионная компания») снизил плату концедента на порядок, указав в своем предложении величину 499 млн рублей.
Эксперт попросил пояснить, каким образом вернуть более 3 млрд рублей при таком условии. «Помимо фиксированной суммы в 499 млн рублей концессионеру будет выдаваться часть средств, собранных от платы за проезд, чтобы он мог окупить свои инвестиции», – ответила Наталья Чазова. Известно, что проезд по новому Чусовскому мосту будет платным для транзитного транспорта. Цена и другие подробности не раскрываются.