Выручка предприятий в сфере гостиничного бизнеса Прикамья после снятия ограничений вернулась на прежний уровень. В 2021 году оборот растет. Об этом на Пермском отельном форуме заявил министр экономического развития и инвестиций Пермского края Эдуард Соснин. Представители гостиничной отраслей подтверждают положительную статистику. По данным Минэка, объем выручки отелей в Пермском крае падал в 2020 год, достигнув в апреле минимальных 25 млн рублей. Лучшим результатом стали показатели сентября – 109 млн. В 2021 году ситуация уже другая, начиная с марта выручка ни разу не опускалась ниже 130 млн в месяц, поднявшись на пик в июне – 193 млн рублей. (Подробнее см. диаграмму).
Туристический поток в Пермь и Пермский край за последние месяцы увеличился. Даже до пандемии не было такого ажиотажа, говорят эксперты. Люди стали больше путешествовать – как внутри страны, так и внутри региона. Одна из причин этого – ограничения на выезд за границу. Эксперт по классификации туристских объектов Елена Ромашова заметила, что этим летом путешественники массово ездили на сплавы и турбазы Прикамья. «Жители муниципалитетов также приезжали в Пермь и останавливались специально в гостиницах, чтобы посетить несколько музеев в краевой столице», – добавила она.
Лето разогрело общепит. Оборот общественного питания в Пермском крае резко вырос06 сентября 2021, 07:00Свою роль сыграли и командированные. Несмотря на отмену массовых мероприятий и ряда фестивалей, доля делового потока растет. Традиционно наибольшая часть рабочих поездок приходится на осень, также много командировок в конце года. Елена Ромашова говорит, что по сравнению с 2019 годом этот трафик увеличился.
О росте деловой активности говорит и управляющая бутик-отелем Grand Hotel Perm Элеонора Жукова. Она говорит, что показатели статистики кажутся особенно высокими на контрасте с обвалом в пандемию: «В данный момент наблюдается рост. Конечно, на загрузку отелей влияет количество и формат запланированных в городе мероприятий. Плюс мы видим и реакцию на нюансы календаря. Например, в этом году 1 сентября пришлось на среду, середину рабочей недели, и многие отказались от командировок, решая свои личные вопросы. Мы заметили в эти даты небольшое снижение числа посетителей».
Генеральный директор ООО Санаторий «Демидково» Кирилл Толстой в разговоре с журналистом Business Class подтвердил рост выручки и количества гостей. Он объяснил это закрытием границ, жарким летом в Прикамье. Свою роль сыграла и программа кэшбэка по карте «Мир».
Делать дальнейшие прогнозы относительно стабильного роста в отельной отрасли эксперты затрудняются. Работа гостиниц и отелей по-прежнему сильно зависит от эпидемической ситуации и возможных ограничений, говорит Элеонора Жукова. Управляющая сети гостиниц Aura Елизавета Янпольская подтверждает эту мысль: «Гости не бронируют номера заранее, чаще это делают за день-два до приезда. В такой ситуации не до прогнозов».
Дело не в звездах.
Сейчас в Перми строится первая пятизвездочная гостиница международной сети Radisson. Возведение отеля (он расположится на ул. Монастырской) находится на этапе строительства подземной части. Открыть планируют в 2023 году. В ноябре 2021 года компания «Аквавита» (входит в холдинг UDS Group из Удмуртии) намерена приступить к основному циклу строительства гостиничного комплекса по ул. Окулова,14. В здании бывшего ВКИУ (ул. Окулова, 4) также предполагается открытие отеля AZIMUT Hotels. Последние два объекта будут категории «четыре звезды».
Федеральные эксперты считают, что только открытие отелей высокого уровня не увеличит поток путешественников, нужен комплексный подход.
«Если не работать над развитием туристического потенциала, то хоть какие топовые гостиницы открывайте, это не поможет в привлечении туристов. Человека прежде всего привлекут интересные вещи. Ему важно, чтобы было что посмотреть, где в хороших условиях поспать и вкусно поесть. Только когда все три фактора совпадут, он примет решение о поездке. Нужно работать комплексно. Мы проехали по Перми. Видим, что город обновляется и ремонтируется, перспективы прекрасны. Но нужно делать еще интересный контент о городе в Интернете. Нам такого контента о Перми не хватило», – поделился мнением вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Макс Беляев.