2021 год – первый полный год функционирования новой транспортной модели в Перми. Городские перевозчики обслуживают маршруты по брутто-контрактам. Выручка от продажи билетов поступает в бюджет, администрация платит за транспортную работу.
Ключевые изменения в отрасли, происходящие сейчас, и грядущие во многом обусловлены условиями долгосрочных контрактов. Средний возраст автобусов в Перми – три года, 92% единиц техники – с низким полом. Транспорт оснащен системами кондиционирования и отопления, медиапанелями, видеонаблюдением. Обновление парка – результат высоких требований к подвижному составу, предъявленному при отборе перевозчиков.
Тариф и проездные.
Брутто-контрактами предусмотрена ежегодная индексация расходов на транспортную работу, то есть оплаты того, что на маршруты каждый день выходят более 700 автобусов и 90 трамваев. Пересмотр тарифа на проезд – шаг к увеличению доходов, чтобы не наращивать кассовый разрыв в отрасли.
Сейчас разница между доходами от перевозок и расходами на них составляет 2,2 млрд рублей. Без принятия нового тарифа разрыв превысил бы 3 млрд рублей. При базовой стоимости 33 рубля за разовую поездку он, по расчетам мэрии, будет порядка 1,5 млрд рублей.
Для тех, кто регулярно ездит на автобусах и трамваях, каждая поездка будет обходиться дешевле в случае покупки проездного. С 10 января 2022 года цена проездных билетов заметно снизится. Например, билет без ограничения числа поездок на месяц обойдется в 1683 рубля (сейчас такой стоит 2232 рубля). Введены гражданские проездные: на 40 поездок в месяц за 1188 руб. (одна поездка – 31 рубль), безлимит на 15 дней за 891 рубль.
Льготникам (школьникам 5-11-х классов, студентам, пенсионерам, членам малоимущих многодетных семей) безлимитный проездной обойдется в 990 рублей. Появится социальный проездной на 30 поездок (они не «сгорят» в течение трех месяцев). Его цена – 693 рубля. Столько же будет стоить безлимит на 15 дней. Учащиеся 1-4-х классов с 2022 года начнут ездить в общественном транспорте бесплатно.
За счет чего доходы отрасли вырастут? По словам первого заместителя главы администрации Перми Эдуарда Хайруллина, в первую очередь роль сыграет повышение собираемости платежей. Частично нагрузка ляжет на тех, кто ездит на общественном транспорте нерегулярно и не будет покупать проездной.
В мэрии Перми рассказали, как приобрести и пополнить проездной 07 декабря 2021, 18:03Кондукторы и контролеры.
Переход на бескондукторную систему также имеет корни в брутто-контрактах. Оплата труда кондукторов в них не предусмотрена с середины 2021 года. Ряд маршрутов перешли на «бескондукторку» в текущем году. В январе 2022-го к ним присоединятся все трамваи.
Параллельно с отказом от услуг кондукторов будут наращивать штат контролеров. В следующем году он вырастет с нынешних 40 сотрудников до 200. Решить проблему «зайцев» поможет и повышение популярности проездных. Еще одна мера – увеличение штрафа за безбилетный проезд. Мэрия предлагает повысить его с 500 до 2500 рублей.
QR-коды, но не те.
В 2021 году в транспорте Перми начали внедрять QR-коды для оплаты проезда с помощью мобильного приложения. Оно позволяет выпустить цифровую карту по аналогии с виртуальными банковскими картами. Такие карты не попадают в стоп-лист в отличие от банковских, пользователям которых иногда приходится сталкиваться с трудностями при оплате проезда. Пока через приложение можно оплачивать только разовые поездки, но в ближайших планах – добавить функцию подключения тарифных планов для проездных.
Маршрутная сеть и пересадки.
Изменения маршрутной сети оказались отнюдь не такими кардинальными, какие были заявлены при подготовке транспортной реформы. «Если мы посмотрим на проект, представленный жителям в 2019 году, и на сегодняшний вид маршрутной сети, то обнаружится, что между ними немного общего», – отмечал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.
Изначально проект был ориентирован на пересадки между короткими маршрутами, и эту опцию сделали бесплатной. В 2022 году бесплатную пересадку заменят скидкой 50% на вторую поездку. Вместе с тем с 1 января в Перми запустят два новых автобуса: №8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый» и №13 «Песьянка – улица Милиционера Власова – Комсомольская площадь». Еще один шаг к восстановлению прямых связей между районами избавит часть пассажиров от необходимости делать пересадку.
Пассажирам, которые продолжат регулярно ездить с пересадками, выгоднее станет купить проездной, чем пользоваться скидкой на вторую поездку.
Меньше ждать, быстрее ехать.
Департамент транспорта анализирует возможность увеличения объема транспортной работы на наиболее загруженных направлениях, чтобы автобусы ходили чаще. Например, на маршрутах №53 и №77.
Для повышения скорости движения общественного транспорта в Перми организуют выделенные полосы. Они появились на улицах Героев Хасана и Попова. После окончания приемки ул. Революции автобусы пойдут по «выделенке» вместе с трамваями. Кроме того, в качестве пилотного в мэрии готовят проект организации выделенной полосы на дороге ул. Стахановская – ул. Чкалова.
Новые контракты.
Обновление транспорта в Перми продолжится. Это касается как трамваев (подана заявка на получение федерального инфраструктурного кредита на ремонт путей, приобретение вагонов и строительство депо), так и автобусов. В Перми осталось 20 маршрутов, на обслуживание которых еще не заключены долгосрочные контракты. Кроме того, в 2022 году истечет срок действия договоров с перевозчиками, которые подписаны на три года. Предполагается, что в новых контрактах будут предъявлены высокие требования к подвижному составу.
По накатанной. На развитие транспорта в бюджете Перми заложено почти 18 млрд рублей10 декабря 2021, 11:04