Арбитражный суд завершил рассмотрение иска прокуратуры об оспаривании договора по выкупу Товарного двора (ул. Локомотивная, 18) в краевую собственность за 800 млн рублей. Разбирательство длилось более двух лет, и сейчас в первой инстанции дело рассмотрено заново – после отмены предыдущего решения в кассации.
Арбитраж удовлетворил требования истца частично и признал ничтожной сделку между РЖД и региональным управлением автомобильных дорог и транспорта. Договор был заключен в 2018 году при губернаторе Максиме Решетникове. При этом в применении последствий недействительности сделки и взыскании с РЖД денег – отказано.
Прокуратура настаивала, что сумма сделки завышена. А также на том, что стороны не должны были заключать прямой договор купли-продажи, а пойти по пути изъятия участков. В части нарушения процедуры доводы истца ранее поддержал кассационный суд.
В рамках нового рассмотрения дела в первой инстанции проведена судебная экспертиза. Специалисты Российского федерального центра судебной оценки при Министерстве юстиции РФ сделали вывод, что при изъятии Товарного двора затраты были бы равнозначны сумме спорного договора. Эту экспертную организацию предложили со стороны РЖД.
В прокуратуре выводы экспертизы сочли некорректными и противоречащими логике. Например, представитель надзорного ведомства Антон Мальцев обращал внимание на противоречие между новым отчетом и оценкой Пермской торгово-промышленной палаты, на основе которого сформирована стоимость спорной сделки. Квадратный метр на участке промышленного назначения по заключению судебной экспертизы стоит дороже, чем «квадрат» под коммерцию по версии ТПП.
В деле за время рассмотрения накопилось множество разных оценочных отчетов, а также заключений, в которых эти отчеты критикуются. Так и в последнем судебном заседании прокуратура представила отчет от филиала Ростехинвентаризации – Федерального БТИ, согласно которому стоимость спорных участков при изъятии составила бы менее 300 млн рублей. Опираясь на эту оценку, истец просил взыскать с РЖД 500 млн рублей. Разницу между обоснованной, по мнению прокуратуры, ценой и реально уплаченной.
В свою очередь РЖД приобщили к делу отрицательное заключение СРО «Экспертный совет» на отчет БТИ. «Пусть процедура была нарушена – не будем спорить с учетом позиции кассации, но цена обоснованная. Мы никогда бы не продали участок Пермскому краю за 290 млн рублей. Железные дороги владели этой землей более ста лет. Мы бы развивали бизнес на территории Товарного двора. Уже представляли заключение, согласно которому инвестиционная составляющая участка – почти 4 млрд рублей. В Екатеринбурге мы такой же Товарный двор практически за такую сумму и продали. Но не правительству, а другому юрлицу. Продай мы актив в Перми менее, чем за 300 млн рублей, наши контролирующие органы предъявили бы претензии, к тому, как мы распоряжаемся имуществом», – выступила представитель «РЖД» Инесса Ковальчук.
Ее коллега добавила, что площадь Товарного двора – более 133 тыс. кв. метров. «Пожалуй, единственный сопоставимый по характеристикам и местоположению свободный участок в Перми – это городская эспланада», – отметила юрист.
Представители краевых министерств и правительства заявили, что занимаются развитием территории Товарного двора и намерены продолжать это делать. Реализуется проект магистральной улицы Строителей, готовится соглашение о строительстве универсальной спортивной арены на 10,5 тыс. мест.
Антон Мальцев назвал «эфемерным» создание транспортно-пересадочного узла Пермь II на всем земельном участке. «В течение почти трех лет эти планы никак не подтверждаются. Есть только соглашение и концепция, которая не влечет за собой никаких юридически значимых последствий», – сказал он.
Ему возразил представитель регионального правительства. «Довод прокуратуры о том, что на спорном земельном участке не строятся объекты ТПУ, вырван из контекста. По факту сам ТПУ будет строиться на участке, находящемся в собственности РЖД. Потому что модернизация железнодорожной инфраструктуры относится к полномочиям компании. При этом иная инфраструктура ТПУ может быть как в едином комплексе с основным зданием транспортного узла, так и выходить за его пределы. Именно так и планируется, что к железнодорожному вокзалу вплотную присоединиться автовокзал, вблизи пройдет автодорога с транспортными развязками, дальше парковки – под них отведен целый квартал. Кроме того, есть планы по строительству спортивной арены – это входит в полномочия Пермского края, в собственности которого на сегодня находится участок», – заявил он.
Отметим, что РЖД ведут проектирование ТПУ на базе железнодорожного вокзала Пермь II. Во втором квартале 2023 года планируется начать строительные работы.
В случае вступления решения арбитражного суда в силу, несмотря на признание сделки ничтожной, Товарный двор останется в собственности Пермского края. А РЖД причитаются те же деньги, которые компания получила за актив в 2018 году.