На заседании комитета Пермской городской думы по экономическому развитию прозвучал доклад об итогах работы транспортной отрасли с начала 2022 года. Стало известно, что в сравнении с прошлым годом доходы отрасли выросли более, чем на 400 млн – до 2,76 млрд рублей, наметились рост пассажиропотока и количество проверок контрольно-ревизорской службы в общественном транспорте.
В экономике отрасли наблюдается положительная динамика. За восемь месяцев текущего года доходы транспортной отрасли составили 2,76 млрд рублей, рассказал начальник департамента транспорта Анатолий Путин. За аналогичный период 2021 года показатель сложился в сумме 2,33 млрд рублей. Это позволило сократить бюджетные дотации на сумму около 400 млн рублей – до 1,1 млрд. Пассажиропоток в августе достиг плановых показателей и даже их превысил. Аналогичная тенденция намечается и в сентябре.
Одной из основных задач отрасли стоит не только повышение пассажиропотока, но и собираемости выручки. Для этих целей используются разные методы. Так, снижение стоимости проездных в начале 2022 года привело к увеличению их популярности у пассажиров. Анатолий Путин рассказал, что каждая третья поездка в общественном транспорте совершается с использованием гражданских и льготных проездных. В то же время 53% платежей совершаются банковской картой, еще 11% – наличными, 7% – тарифом «Электронный кошелек».
Отдельно начальник департамента транспорта поделился данными по льготным проездным для школьников 1-4 классов. Согласно данным департамента, на сегодняшний день право на бесплатный проезд имеют около 53 тысяч школьников. За 8 месяцев по этому виду проездных совершено более 2 миллионов поездок.
Из-за безбилетников выпадающие доходы за январь – май 2022 года составили 376 млн рублей. На содержание контрольно-ревизорской службы за это время было потрачено еще 22,4 млн рублей. Однако в администрации Перми подсчитали: если бы все кондукторы продолжили работу, в январе-августе это обошлось бы в 392,3 млн рублей.
Количество проверок контролерами в январе-августе 2022 года выросло с 5 тыс. почти до 19 тыс. Количество составленных протоколов увеличилось с 69 до 1,8 тыс. Депутат Пермской городской Думы Эдуард Мирзамухаметов уточнил: доход в бюджет от штрафов составил 312 тыс. рублей.
Анатолий Путин подчеркнул, что городские власти ведут работу над сокращением числа безбилетников, и с июля уже видна положительная динамика. Контрольно-ревизорская служба постоянно совершенствует способы выявления нарушителей. Так, в настоящее время бригадами тестируется приложение для блокировки возможности оплаты по QR-кодам на время проведения проверки.
В ходе заседания депутатами были внесены предложения по повышению эффективности работы отрасли и комфорта поездок пассажиров.
Депутат Ирина Горбунова спросила, какие меры предусматривает департамент транспорта для снижения доли безбилетников. Анатолий Путин ответил, что сейчас прорабатываются варианты с привлечением кондукторов и контролеров. Ирина Горбунова также поинтересовалась, планируется ли дальнейшее сокращение штата кондукторов.
«Кондуктор – сотрудник компании-перевозчика. Мы как департамент не можем их нанимать или увольнять. На сегодня заявлений от перевозчиков об увеличении количества бескондукторных маршрутов не поступало», – ответил Анатолий Путин.
Депутат Эдуард Мирзамухаметов считает, что отмена кондукторов автоматически влечет за собой создание новых дополнительных рабочих мест по уборке салонов и попросил включить данный показатель в расчет.
Арсен Болквадзе, депутат гордумы и председатель комитета по экономическому развитию, предложил изучить опыт Москвы, где транспортную карту можно приобрести через терминал на остановке.
Также в ходе заседания были озвучены предложения о возможной продаже контролерами проездных билетов. Контролер сможет предложить безбилетному пассажиру приобрести проездной на длительный период вместо оплаты штрафа. Данная мера призвана снизить число безбилетников на маршрутах с бескондукторной системой оплаты проезда. В настоящее время идет анализ правовых тонкостей вопроса, а также способа реализации такой практики в Перми. Кроме того, ранее поднимался вопрос о продаже водителем транспортных карт с имеющимся балансом вместо разовых билетов.
По итогам комитета предложения, выдвинутые депутатами, были приняты департаментом транспорта в работу.