По данным Министерства экономического развития Пермского края на протяжении всего 2022 года растет выручка в сфере гостиничного бизнеса. Так, в августе 2022 года она составила 235,7 млн рублей, что в два с лишним раза выше показателей 2020 года (подробнее см. таблицу). Отельеры подтверждают факт роста, правда, не такого значительного. Их статистика говорит о 10-20%.
Увеличение спроса, приведшего к улучшению показателей, бизнесмены объясняют тремя основными причинами. Основная – отмена ковидных ограничений. Затем – рост деловой активности в рамках страны и развитие внутреннего туризма. Эти факторы объясняются в первую очередь внешними санкциями и переключением фокуса на бизнес и отдых внутри России.
Ксения Губина, заместитель директора отеля City Star, вспоминает, что еще 5 лет назад туристические группы в нашем городе были скорее исключением, чем правилом. А сейчас люди едут из соседних регионов – Свердловской и Челябинской областей, Башкирии, Удмуртии, приезжают даже из Санкт-Петербурга. Отельеры и сами участвуют в развитии туризма на территории Пермского края. «Мы создали проект «Пермь вкусная»: организовали ресторан «Пермский», где проходят дегустационные мероприятия для туристов из других регионов. Люди покупают гастрономический тур и в его рамках приезжают к нам на экскурсию», – поделилась г-жа Губина.
Согласно данным Федерального агентства по туризму, Пермский край вошел в десятку самых популярных направлений сезона «Весна-лето 2022» для туристов, которые воспользовались программой туристического кэшбека. Рост внутреннего туризма связан с закрытием границ, считают представители гостиничного бизнеса. Но по этой же причине не стало также иностранных туристов.
«В 2018-19 годах у нас и по 20 иностранцев в месяц останавливались, – вспоминает управляющий, генеральный директор отеля «Виконт» Андрей Вяткин. – Зачастую это были пожилые пары из Германии, Норвегии, Великобритании, которые садились на поезд в Москве или Санкт-Петербурге и ехали, например, до Байкала. А сейчас в отеле за весь год останавливается человек 6 из ближнего зарубежья».
Увеличение спроса принесло гостиничному бизнесу новые трудности. Иван Норин, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров России, генеральный директор Aura Horeca Group, отмечает, что повысились требования к сотрудникам, к качеству обслуживанию. Гости, которые ездили за границу и оценили уровень сервиса в европейских отелях, хотят получить такой же и внутри страны. При этом, как подчеркивают все специалисты гостиничной сферы, остро стоит проблема нехватки кадров. «Администратором у стойки размещения всегда работала молодежь, а в 2000-е была демографическая яма, поэтому сейчас людей просто нет. К тому же это новое поколение, и у них совершенно другие задачи и желания», – посетовал г-н Норин. Кроме того, в пандемию сотрудников распустили, многие ушли в другие отрасли и обратно уже не вернулись. И хотя в некоторых отелях зарплата напрямую зависит от выручки, проблема с кадрами остается одной из самых актуальных.
Во время пандемии многие отели приостановили все планы по развитию. «Конечно, те, у кого были накоплены инвестиции, занимались реновацией. Но все боялись: никто не знал, как надолго все затянется и что вообще будет в следующем году», – поделилась Ксения Губина. Поэтому сейчас гостиничному бизнесу приходится нагонять упущенное и активно реновироваться в условиях повышенного спроса.
Уход с российского рынка онлайн-трэвел-агентства booking.com тоже усложнил жизнь пермскому гостиничному бизнесу. Отельеры сетуют, что приходится работать с другими интернет-сервисами, но они не столь развиты, и соответственно сотрудникам гостиниц приходится больше взаимодействовать с гостями напрямую. Например, клиент хочет заехать с животным, а онлайн-трэвел-агентство не дает информацию о наличии такой возможности. И гостю приходится, несмотря на то, что он забронировал номер через Яндекс.Путешествия или Островок, связываться напрямую с местом размещения и уточнять эту информацию.
Несмотря на сегодняшнюю нестабильность, отельеры говорят о намерении расширять бизнес. Если идти в ногу со временем, применять современные технологии, совершенствовать бизнес-процессы и качество услуг, то рост будет продолжаться, считают представители гостиничной сферы.