За два года количество отелей в Перми сократилось на 20 единиц, не так критично, но уменьшилось и число хостелов. Гостиничная сфера стала одной из тех областей, которые понесли максимальные убытки во время пандемии коронавируса. Те отели, которые остались открытыми в локдаун, работали в лучшем случае «в ноль», а скорее в убыток. Но большинство были закрыты. Но даже после возобновления работы о восстановлении говорить не приходилось из-за минимальных потоков командированных и тем более туристов. Загрузка номеров составляла не более 15-20 процентов.
Как рассказывают в пермских отелях, они выкручивались кто как мог: управляющие договаривались с ресурсоснабжающими организациями о рассрочках, об уменьшении платежей. Горничных переводили на сокращенный рабочий день, часть сотрудников отправили в простой.
«Мы как пострадавшая отрасль получали все меры государственной поддержки, – вспоминает Андрей Вяткин, управляющий, генеральный директор ООО «Отель «Виконт». – Но этого было недостаточно, чтобы жить и работать в полном смысле этого слова. Я знаю предприятия, которые просто закрывались. У них не было клиентов, администратор же оставался в роли сторожа».
В Перми к пандемии добавилось еще и «дополнительное» ЧП, ударившее по отрасли: трагедия в отеле «Карамель», где в результате коммунальной аварии погибли люди. После трагедии в конце февраля – начале марта 2020 года прошли массовые прокурорские проверки всех предприятий гостиничного бизнеса. Не все выдержали эту ревизию, например, закрылись заведения, находившиеся в подвалах. В результате после локдауна не все мини-отели и хостелы смогли вернуться на рынок.
Согласно данным геосервиса 2ГИС, количество гостиниц в Перми сократилось со 147 в октябре 2020 года до 127 к октябрю 2022 года, хостелов – с 29 до 26.
«Конечно, не в интересах собственника закрывать отель. Нужно продолжать борьбу. Возможно, в это время уделить внимание рекламе и продвижению в социальных сетях, поддерживать связи с постоянными клиентами, отказаться от части сотрудников, поменять формат, но при этом продолжать работать. Это необходимо, чтобы после снятия всех ограничений быстро войти в привычный ритм и быть готовыми к первой волне клиентов, которая наступает неожиданно. Зачастую отели просто к этому не готовы, а гости уходят в другие объекты размещения. Потерять своего клиента легко, а вот вернуть непросто», – говорит Ксения Губина, заместитель директора отеля City Star.
По мнению отельеров, небольшим отелям сложнее выстоять в кризисных ситуациях, поскольку у них нет финансовой подушки. «В крупных отелях владельцы имеют запас ликвидности, они могут поддержать свой бизнес в непредвиденных условиях, а для собственников небольших бизнесов это может стать проблемой», – считает Иван Норин, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров России, генеральный директор Aura Horeca Group. К тому же ситуацию усложняет тот факт, что зачастую мини-отели арендуют помещения, в отличие от крупных, чьи площади обычно находятся в собственности.
Также крупный отель выигрывает при оплате работы сотрудников. «Экономия начинается со стойки регистрации. Здесь должно быть, как минимум, четыре администратора вне зависимости от размера учреждения. Но в большом отеле объем их работы, например, 100 номеров, а в мини-отеле – четыре,» – рассказала г-жа Губина. Хотя в небольших отелях говорят, что они адаптируются к существующим реалиям и находят нужный баланс в ведении бизнеса.
Многие маленькие отели рекламировались только на booking.com. И его уход с российского рынка стал для них ударом. А вот крупным игрокам уход booking.com скорее сыграл на руку. «Этот сервис был, по сути, монополистом и вынуждал нас понижать цены, – поделилась Ксения Губина. – А сейчас мы можем выдвигать свои условия, устанавливать адекватные цены. У многих отелей даже доходы выросли после ухода booking.com».
Кроме того, малым отелям сложно пройти классификацию, получить «звезды». В 2021 году вышло последнее положение о классификации гостиниц, и сейчас к отелям предъявляются очень большие требования. Еще раньше появились запрет отелям и хостелам находиться в жилом доме и необходимость отдельного входа.
Мини-отель не может давать большие скидки. Каждая скидка при малом номерном фонде бьет по бюджету. Также серьезным испытанием для маленьких отелей становится отмена бронирования: когда в отеле четыре номера, а на два приходит отмена, это становится проблемой. Поэтому «малышам» приходится вводить невозвратные тарифы. ««А клиенты отрицательно относятся к невозвратным тарифам, – отметила г-жа Губина. – Если есть альтернатива, гости всегда выберут возвратный тариф, потому что в нынешней ситуации сложно что-то долгосрочно спланировать».
Но у мини-отелей есть свои приверженцы, которые никогда не променяют маленькое, зачастую по-домашнему уютное место на исполина с огромным номерным фондом. «В большом отеле – рестораны, развлечения. Но мы уделяем клиенту больше внимания. У кого-то из постояльцев даже есть свой любимый халат (улыбается). У нас очень много постоянных гостей, которые ездят к нам по 10 лет!» – поделился г-н Вяткин. Такая преданность позволяет владельцам мини-отелей с оптимизмом смотреть в будущее. По мнению представителей гостиничного бизнеса, мини-отель – это отдельная философия, благодаря которой гости выбирают его снова, предпочитая камерность.