На круглом столе с депутатами и перевозчиками глава городского департамента транспорта Анатолий Путин объявил о завершении транспортной реформы в Перми. Под этим подразумевается, что новая транспортная модель внедрена и устойчива. Это позволяет дальше развивать ее в интересах пассажиров, но уже в режиме «тонкой настройки».
До и после: что изменилось?
Реформа длилась с 2019 года. В мэрии считают выполненными большинство поставленных на старте задач. Одна из ключевых – переход перевозчиков на брутто-контракты (см. справку), который позволил обеспечить работу транспорта в отдаленных микрорайонах и повысить требования к качеству обслуживания пассажиров.
«У реформы были четкая цель и задачи: сделать систему общественного транспорта управляемой для заказчика, то есть муниципалитета. А пассажирам – гарантировать передвижение по всему городу по единым стандартам качества. Основные задачи на сегодняшний день решены», – резюмировал Анатолий Путин.
Среди других достигнутых результатов он назвал снижение количества ДТП с участием общественного транспорта; обновление подвижного состава; внедрение единой системы оплаты проезда, возможность оплаты на всех маршрутах безналичным способом; формирование оптимальной маршрутной сети с точки зрения баланса спроса и предложения. Продолжается работа по обустройству и обновлению остановочных пунктов.
Изменения в отрасли не прекратятся, но будут точечными. На отдельных маршрутах требуется увеличить количество автобусов в связи с ростом пассажиропотока. «Транспортная модель – живой организм. Появляются новые микрорайоны. Поэтому улучшение работы будет продолжаться», – подчеркнул первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин.
Депутат Пермской городской Думы Сергей Медведев поинтересовался, как будет организовано дальнейшее обновление подвижного состава, ведь с годами он стареет. Как пояснил Анатолий Путин, подход такой: перевозчики должны будут заменять транспорт по мере достижения им нормативного срока эксплуатации. Для автобусов большого класса он составляет семь лет.
Депутат гордумы Владимир Молоковских задался вопросом, можно ли говорить о финансовой устойчивости отрасли. «Бюджет не растет такими темпами, как стоимость транспортной работы», – отметил он.
По информации администрации, доля дотаций из бюджета складывается на уровне 28% (в денежном выражении в 2022 году это примерно 1,7 млрд рублей). Большую же часть расходов на транспортную работу покрывает выручка от платы за проезд. «Мы сравнивали показатели с другими городами, доля дотаций в 28% – нормальный уровень при текущем качестве транспортной системы», – рассказал Анатолий Путин.
Депутат Арсен Болквадзе отметил разительный контраст между тем, какие автобусы ходили в Перми пять лет назад и сейчас. В результате реформы их средний возраст сократился с 12 лет до трех. Трамваи «помолодели» с 18 до 11 лет.
«Решены вопросы по безналичной оплате проезда, учету пассажиропотока. Не надо забывать, что это все не всегда было и системно заработало как раз два-три года назад. Люди это отмечают. Произошел качественный скачок, но и работать есть над чем. И вопросы дальнейшего развития связаны с финансированием. Хотим, чтобы автобусы ходили чаще, маршрутная сеть охватывала новые остановки – нужно больше средств», – рассуждает он.
Что входит в себестоимость поездки?
В администрации Перми посчитали экономически обоснованный тариф на проезд в городском общественном транспорте. Это расчетная величина, которая на 2023 год сложилась в размере 39 рублей. Рост по сравнению с предыдущим годом – 11%, что чуть ниже уровня инфляции, которая по данным Министерства экономического развития РФ составляет 13,3%.
Себестоимость поездки считается как отношение расходов на транспортную работу к количеству перевезенных пассажиров. При этом число оплаченных поездок и безбилетников не влияют на этот показатель.
Стоимость транспортной работы увеличивается из-за необходимости индексации заработной платы водителей и роста цен.
Эдуард Степанов, представитель перевозчика ООО «РТ-Лайн», поделился информацией об этом. За девять месяцев моторные масла подорожали на 53%, шины российского производства – на 69%, основные запасные части для автобусов – на 42%.
Депутат Наталья Мельник поинтересовалась, что делается для увеличения доходной части отрасли. По информации мэрии, после снятия коронавирусных ограничений наблюдается стабилизация пассажиропотока, наметился его рост. По прогнозу, итоговый показатель 2022 года окажется на уровне 194 млн поездок. Департамент транспорта работает над повышением собираемости платежей за проезд, что также должно увеличить доходы отрасли. И, по словам Эдуарда Хайруллина, есть положительная тенденция к снижению числа безбилетников. Здесь сыграло свою роль в том числе и повышение штрафа.
Власти не рассматривают вариант установления стоимости проезда на уровне экономически обоснованного тарифа.
«Тем не менее, индексация стоимости проезда в той или иной степени необходима. Без этого невозможно планировать работу по развитию маршрутной сети. Пока мы не готовим проект решения о повышении тарифа, но понимаем, что все дорожает, расходы на перевозки растут, и это данность», – отметил Анатолий Путин.
Год назад экономически обоснованный тариф в Перми составлял 35 рублей. При этом с 10 января 2022 года стоимость разовой поездки в общественном транспорте установлена в размере 33 рублей. Одновременно введено тарифное меню. Благодаря этому средняя стоимость поездки по гражданским проездным фактически составила 26 рублей, по льготным – 21 рубля. Для учащихся 1-4-х классов проезд бесплатный.
Как у других?
В сравнении с другими крупными городами в Перми цена разовой поездки средняя: например, в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани стоимость выше (35-36 рублей), а в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Твери, Челябинске – ниже (30-32 рубля). При этом в Перми один из самых дешевых безлимитных проездных.
Сейчас перевозчики обслуживают маршруты по брутто-контрактам. Выручка от продажи билетов поступает в бюджет, администрация платит за транспортную работу. При старой модели собранная выручка оставалась у перевозчиков. Она зависела от пассажиропотока, поэтому одни маршруты были прибыльными, а другие приносили убытки. В таком случае перевозчику платили субсидию из бюджета.
Фото: администрация Перми.