Город
  1. Город
 23 декабря 2022, 08:00  

​Переломный год. Большое интервью с главным редактором газеты «Перемена-Пермь» Натальей Хановой

​Переломный год. Большое интервью с главным редактором газеты «Перемена-Пермь» Натальей Хановой
Наталья Ханова, главный редактор краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» и учредитель АНО ДПО «Центр проектов «Переменим», – о будущем печатных СМИ, проблемах «отцов и детей», онлайн-школе и новых векторах

6 декабря краевая школьная газета «Перемена-Пермь» отметила 11-летие. Насколько сильно изменилась газета за это время, и что, наоборот, осталось неизменным?

– Изначально мы задумывали издание как молодежную газету Орджоникидзевского района Перми. Спустя два года поняли, что газета вовсе не молодежная, а мы, скорее, тяготеем к школьным темам. Майский номер 2013 года разносили уже по школам Перми. Каждый месяц делали по два номера по 16-20 полос, большую площадь продавали. Это был расцвет газеты. Но в сентябре 2016 года объемы продаж составили всего 2-3 полосы, и мы поняли, что надо меняться. Решили двигаться курсом конвергентной журналистики, начали создавать ивенты в сфере образования, выигрывать гранты на их проведение. Это позволило удержаться на плаву.

Сегодня 80% контента – это профориентационные материалы, создаваемые в процессе реализации того или иного проекта. Мы очень гордимся тем, что каждый юнкор имеет собственное задание. Например, может прийти на интервью с директором школы и без всякого дублера подготовить материал. С самого начала у нас реализуется проект «Маленькая редакция». Суть его заключается в том, что на базе школ каждую неделю мы преподаем журналистику, у ребят выходит газета с контентом, который они сами готовят, а лучший материал публикуется в «Перемене-Пермь».

В ближайшее время мы планируем создать совет при редакции из числа экспертов в сфере образования и детства, и на будущий учебный год сделать газету с учетом того, как она могла бы развивать школьное сообщество Перми.

Будете праздновать день рождения?

– В «Перемене» есть три устоявшихся формата празднования. Первый – «Битва юнкоров», когда мы собираем наши маленькие редакции и проводим для них интеллектуально-развлекательную игру. В битве участвуют смешанные команды из учеников 5-10-х классов разных школ Пермского края. Второй формат – это круглый стол. Мы выбираем тему, например, «Низкая читательская активность юных пермяков», и готовим проблемный или аналитический контент. Третий формат – премия «Друзья детской прессы». Отмечаем партнеров, которые вносят большой вклад в жизнь нашего СМИ. Обычно проводим эту премию либо на закрытии первого школьного полугодия, либо на церемонии открытия фестиваля «Переменим Пермь», который традиционно стартует в последнюю неделю января. Этот формат сейчас нам тяжело дается, потому что детским СМИ гораздо сложнее доказывать свое право на зарабатывание средств.

Расскажите о наиболее интересных проектах последнего времени.

– Ключевой выбор в жизни ребенка – это выбор будущей профессии. Поэтому наша деятельность не исчерпывается только изданием газеты или «Школой журналистов», мы реализуем проекты «Аптекари будущего», «Клуб юных химиков «Поколение «СИБУР», «Медицинский класс» и других негуманитарных направлений.

Хочу рассказать не только о звездах, но и о терниях. Сейчас реализуем один проект вместе с муниципалитетом Осы. К сожалению, молодежь уезжает из Осы, и мы изучили, каких профессий не хватает городу. Среди них был врач. Стали связываться с медицинскими организациями Осы и проситься прийти на экскурсию, чтобы показать детям, где они смогут работать врачами. Рассказали руководителям учреждений, что ребята прошли профпробы, осознанно выбрали это направление. Но, несмотря на это, все медицинские организации отказали. Конечно, такие ситуации периодически возникают, но мы рук не опускаем, всегда находим выход, пусть это и требует дополнительных усилий.

Какой тираж газеты на сегодняшний день? Как она распространяется? Насколько востребована с учетом всеобщей любви к Интернету?

– Тираж 10 тыс. экземпляров. Конечно, конкуренция с интернетом ощущается. Но также мы видим, что газету читают.

Газета издается, во-первых, для более консервативной публики, а школы – это как раз пространство со старыми добрыми традициями. Во-вторых, газету создают юнкоры или участники школьных проектов. Они производят адресный контент, и он, конечно, находит своего читателя.

Как редактируются детские материалы?

– Есть типажи редакторов: «мертвые» и «живые». Например, есть редактор, которому даешь детский текст, а он его переделает так, будто его написал Анатолий Аграновский или минимум Гордон. Такого мы не допускаем. А бывает «мертвый» редактор, у которого перед глазами только запятые, тире и т.п. Очень сложно найти золотую середину. У нас редакторы живые, но все-таки не ставящие перед собой цель переписать статьи юнкоров.

Как газета меняет жизни юных журналистов? Как часто ваши ученики выбирают эту профессию в будущем?

– Ребята к нам приходят вовсе не те, которые хотят быть журналистами, а те, которым не хватает диалога со взрослыми: с родителями, с учителями. У нас есть проект «ДИА» – детское информационное агентство. Уже 7 лет каждый понедельник в 17 часов ребята бесплатно занимаются при редакции. Журналистика для них – не профессия, а способ быть услышанными и не уйти в негатив. Я замечала, что наши крепкие журналисты не выглядят как репортеры. Они часто стесняются задавать вопросы, обычно молчат и слушают, а уверенность и смелость появляются позднее. Зато активисты, которым сразу легко задать вопрос на пресс-конференции, как правило, оказываются слабыми авторами.

Есть ли сегодня желающие стать журналистами? Меньше или больше, чем раньше? Что их мотивирует?

– Да, конечно, ребят немало. Но многие просто не представляют себе, что это за работа. Например, мы недавно делали колонку, которую назвали «Учителя меняют профессию». Нам настолько надоели директора, переписывающие тексты, что мы взяли и написали, как это происходит и выглядит со стороны. Три директора обиделись, потому что себя узнали в этих публикациях.

Поддерживаете ли вы своих бывших учеников в дальнейшем развитии по специальности и каким образом?

– На мой взгляд, это они нас поддерживают. Они приходят, пишут, предлагают что-то. И всегда знаете, как говорят? «Мы». Скорее всего, здесь история детей и родителей. Если мы искренне вкладываемся в своих детей, то ревем на выпускном, ревем на свадьбе, а потом удивляемся тому, что они выросли и нам турпутевку купили, дорогой подарок сделали и т.п. У нас примерно такая же ситуация с юнкорами.

Летом 2021 года вы запустили новый проект – онлайн-школу «Переменим». Планируете ли вы вводить новые программы обучения?

– На самом деле это пока не совсем состоявшаяся инициатива. Мы получили образовательную лицензию и хотели сделать курсы в сферах, в которых сильны. У «Перемены» за 10-11 лет работы накопился оригинальный опыт. Например, мы можем школу научить, как создать пресс-центр; как организовать проектную деятельность: что такое проект, из чего он складывается, как искать партнеров, как написать заявку на грант. Есть «Школа грантов», ведь за шесть лет работы НКО мы уже 47 грантов выиграли, из них 7 президентских, 27 млн рублей было привлечено путем грантового финансирования. Накоплен большой практический опыт, которым мы рады делиться.

В онлайн-школе порядка 10 курсов, уже реализовано пять потоков: «Школа грантов», «Школа профилактики агрессии», «Школа профилактики суицида» и т.д.

Какие проекты были представлены на фестивале «Переменим Пермь» в этом году и как они были реализованы?

– «Переменим Пермь» в этом году включал шесть проектов. Например, итогом проекта «Люди рек» стала стендовая выставка экологической направленности, которая проработала все лето в Парке Горького.

Проект «Медиаэлектричка: дружба школ» заключался в том, что мы брали деревенские школы и соединяли их с ключевыми школами Перми – с гимназией №31, школой №9, гимназией №11. Мы разработали специальные экскурсионные маршруты на электричке, ребята из города садились в поезд и ехали до станций Ергач, Янычи, Кишерть, Зюкайка. Здесь их встречали местные ребята и вели на экскурсии, а гости на основе увиденного создавали контент: сайты, аудиогиды. Потом электричка двигалась в обратном направлении: ребята из глубинки ехали в Пермь. Этот проект длился четыре месяца.

Расскажите о ваших планах.

– 2022 год стал переломным в жизни редакции. Мы поняли, что давно уже не редакция, а проектное агентство в сфере школьного образования, и необходимо менять позиционирование. В этом году к нам приезжала профессор Ольга Владимировна Жилавская, которая возглавляла первую кафедру медиаобразования в России на базе Московского педуниверситета. Она сказала, что когда проекту 10 лет, надо его либо закрывать, либо полностью менять сферу приложения усилий. Так что будем развиваться.

Второй переломный момент – получение лицензии на образовательную деятельность, но мы с этим еще должны научиться работать.

Еще одна важная трансформация происходит с самой организацией. Мы давно уже перестали быть каким-то тусовочным клубом по интересам. Тот период, когда некоторые приходили сюда работать именно за домашней атмосферой, остался в прошлом. Сейчас стали закручивать гайки: ввели KPI, отслеживаем бизнес-процессы, разработали чек-листы и т.п. Многим перестроиться непросто, был период, когда в один день 12 человек написали заявление на увольнение. Конечно, очень трудно не сломаться в такой ситуации. Но в коллективе есть такое понятие – «кости редакции». Это те ребята, которые работают по 5-7 лет, составляют основу. Кости редакции сейчас разбавляются косточками (улыбается).

Все меняется, и газета – это уже не только и не столько газета, а пространство с тремя опорами: проектная деятельность, образовательная деятельность и издательская деятельность, пусть мы и называем все по привычке редакцией.

Следующим шагом будет создание сайта по профориентации для школьников. Возможно, когда-нибудь откажемся от газеты в пользу сайта, но пока мы не готовы закрывать печатную версию.

Все новости компаний