Город
  1. Город
 30 декабря 2022, 07:00  

От мостов к автобусам, с парковки к галерее. Business Class подводит итоги года

От мостов к автобусам, с парковки к галерее. Business Class подводит итоги года

Не вызывает сомнения, какое событие стало главным в уходящем году. После февраля жизнь кардинально изменилась, и Business Class на протяжении всего 2022 года писал о влиянии, которое оказывала специальная военная операция на экономику, бизнес, потребительскую активность и т.д. Текст об итогах года мог бы полностью состоять из глав, посвященных последствиям февраля, но мы попытались найти исключительно пермские события и выделить главное среди них.

Мост на Каме, мост на Чусовой.

Одним из важнейших событий 2022 года стали работы на новом мосту через Чусовую. Они велись действительно интенсивно, в середине ноября подрядчик уложил здесь асфальтобетонное покрытие. Мост открыли 22 декабря. Кроме работ непосредственно над водой и на подъездах, вокруг строится целый комплекс транспортных развязок, на двух из них – в районе улиц Корсуньской и Цимлянской – движение уже запущено. Общая стоимость работ оценивается в 18,7 млрд руб. После начала эксплуатации нового моста действующий путепровод через Чусовую будет закрыт на ремонт. Изначально говорилось, что проезд по новой дорожной артерии будет платным для транзитного транспорта, но сейчас информации об этом нет.

Зато конкретизировались планы по возведению моста в Перми, он появится в помощь коммунальному (напомним, последнему уже более полувека). Завершить проектирование (в том числе обеспечить прохождение государственной экспертизы) компания «Гео-проект» должна летом 2023 года. Ориентировочные затраты на строительство обозначены в размере 43,6 млрд рублей. Срок ввода в эксплуатацию указан в адресной инвестиционной программе Пермского края, это 2027 год. «Сейчас думаем над финансированием. Будем стараться сделать так, чтобы строительство уже в следующем году запустить», – рассказал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.

От мостов к автобусам, с парковки к галерее. Business Class подводит итоги года

Вопрос с местом возведения дискутировался на протяжении длительного времени, буквально с того момента, как идея возникла впервые около 10 лет назад. В минувшем году было окончательно решено строить объект в створе ул. Окулова с выходом на площадь Гайдара. На краевом Градсовете даже обсудили варианты визуализации. Все они названы с отсылкой к образам звериного стиля и пермского периода: «человеколось» (мифический персонаж), ящер (ископаемый диметродон) и чекан (древнее оружие). Члены Градсовета после обсуждения проголосовали за «Чекан» – арочную конструкцию с вертикальными вантовыми подвесками.

Как ранее писал Business Class, проектирование нового моста должно завершиться в третьем квартале 2023 года. Краевые власти намерены обратиться за финансовой поддержкой к Правительству России, чтобы реализовать проект. Предположительно старт строительству может быть дан в 2024 году.

Транспортная реформа.

Осенью 2022 году произошел абсолютно уникальный случай. Администрация Перми объявила о завершении транспортной реформы. Обычно подобные проекты длятся без конкретных временных рамок, а здесь заявлено о финале, что автоматически требует подведения итогов.

Реформа стартовала в 2019 году. В Перми кардинально изменилась маршрутная сеть, появилась возможность платить банковской картой, а также транспортной картой в рамках так называемого тарифного меню. Главный момент с точки зрения бизнеса – переход на брутто-контракты. Теперь перевозчики получают фиксированное бюджетное финансирование за свою работу, а всю выручку, полученную от пассажиров, перечисляют в казну. При старой модели собранная выручка оставалась у перевозчиков. Она зависела от пассажиропотока, поэтому одни маршруты были прибыльными, а другие приносили убытки. В таком случае перевозчику платили субсидию из бюджета.

В пассиве реформы – ситуация с общей убыточностью отрасли, она по-прежнему требует миллиардных дотаций из бюджета. Неслучайно снова обсуждается возможное повышение тарифов на проезд. «Индексация стоимости проезда в той или иной степени необходима. Без этого невозможно планировать работу по развитию маршрутной сети. Пока мы не готовим проект решения о повышении тарифа, но понимаем, что все дорожает, расходы на перевозки растут, и это данность», – говорил в октябре Анатолий Путин, глава городского департамента транспорта.

Припарковал и сел в автобус.

Серьезные новации произошли в пермской парковочной политике. После достаточно долгих обсуждений к уже привычной возможности платно парковаться вдоль городских улиц добавился еще один вариант. С 1 ноября начали работать муниципальные внеуличные стоянки. На сегодня их четыре – по одной внутри трамвайного кольца «Разгуляй» и у бизнес-центра «Попов» и две у жилого комплекса «Новый центр». Эти площадки предполагают более длительное использование и, соответственно, льготную цену. Например, можно оставить машину на весь рабочий день, допустим на 10 часов, но заплатить только за шесть из них, потратив 120 рублей вместо 200.

От мостов к автобусам, с парковки к галерее. Business Class подводит итоги года

Следующий шаг, о котором, кстати, также говорят уже немалое количество времени, – организация перехватывающих парковок. Они призваны побудить человека оставлять автомобиль на подъезде к центральной части города, а дальше передвигаться уже на общественном транспорте. Стимулом для этого решения должна стать низкая цена парковки такого типа и качественная работа автобусов и трамваев, чтобы скорость передвижения и комфорт позволили автовладельцу поменять свою машину на городской транспорт. Для перехватывающих парковок рассматриваются участки на улице Спешилова и в Разгуляе (в районе ул. Парковой и Северной дамбы – возле АЗС). Власти планируют в 2023 году запустить одну или две подобных парковки.

А в самом конце этого года в Перми была введена подзона платной парковки с повышенной стоимостью – 30 рублей в час. В нее включены участки центральных улиц, где пиковая занятость парковочных мест превышает 90%.

Кстати, в 2022 году в отличие от прошлых лет сумма добровольной оплаты парковки превышает объем штрафов, ранее было наоборот.

Арбитраж длиной в два года.

В августе 2022 года завершилось судебное разбирательство вокруг сделки по выкупу участка так называемого Товарного двора, расположенного недалеко от железной дороги по адресу ул. Локомотивная, 18. Вся история началась в 2018 году, когда губернатор Максим Решетников выступил с идеей выкупить эту площадку и построить на ней транспортно-пересадочный узел (ТПУ) – объект, включающий железнодорожный вокзал и автовокзал. В результате с РЖД был заключен соответствующий договор, и участок выкупили за 800 млн рублей.

Не пропустите:Первый камень в основание нового вокзала Пермь II планируют заложить в День города26 декабря 2022, 18:47

Однако в июне 2020 года Прокуратура Пермского края обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО «РЖД» и краевому Управлению автомобильных дорог и транспорта с требование признать договор ничтожным, взыскать с ОАО «РЖД» в бюджет региона 798,8 млн рублей и возвратить недвижимость прежнему владельцу. Прокуратура настаивала, что сумма сделки завышена, а стороны не должны были заключать прямой договор купли-продажи, а пойти по пути изъятия участков.

Два года длилось разбирательство, стороны пытались убедить суд в своей правоте, каждая приводила заключения специалистов и отчеты экспертов. В результате суд принял решение, которое так и просится назвать «соломоновым». Арбитраж удовлетворил требования прокуратуры частично и признал ничтожной сделку между РЖД и региональным управлением автомобильных дорог и транспорта. При этом в применении последствий недействительности сделки и взыскании с РЖД денег отказано. После этого прокуратура подала апелляцию, решение суда первой инстанции оставили в силе.

Между тем власти рассчитывают, что строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь II стартует в 2023 году, сейчас ведется его проектирование. Проект ТПУ «Пермь II» включен в инвестиционную программу РЖД. Создание транспортно-пересадочного узла предполагает реконструкцию действующего здания вокзала, а также строительство автобусного терминала.

Взгляд на восток.

Во второй половине года к прямым вылетам из Перми в Турцию добавились сразу несколько вариантов. Осенью турагентства начали продавать пакетные туры в Египет, Индию, ОАЭ и Таиланд. После прекращения любого авиасообщения в пандемию и закрытия неба Европы для российских лайнеров в феврале 2022 года возможности путешествий на Восток из родного города были восприняты пермскими туристами с энтузиазмом. Исходя из сезонности наибольшим спросом в конце года пользовался Таиланд, людей не смущал даже длительный 10-часовой перелет, а также ОАЭ. По данным участников отрасли, рейсы улетали с максимальной загрузкой.

От мостов к автобусам, с парковки к галерее. Business Class подводит итоги года

Не останавливает пермяков и рост цен. Об увеличении стоимости туров говорят и в турагентствах, и в Пермьстате. По официальной статистике, цены на зарубежный отдых в 2022 году выросли больше, чем на 20% по сравнению с 2021 годом. Растущий спрос при минимуме предложений гонит стоимость вверх. Однако участники рынка отмечают, что общее число потенциальных туристов сократилось, часть целевой аудитории покинула страну, плюс многие мужчины до 40 лет опасаются отправляться в отпуск за границу из-за частичной мобилизации.

Завод Шпагина.

В 2022 году была презентована концепция реконструкции территории Завода Шпагина. Пермский край выкупил эту площадку в 2017 году по инициативе тогдашнего губернатора Максима Решетникова. Согласно концепции, на территории будут функционировать четыре платформы: «Пермь Цифровая» (IT, лекции, обучение, стартапы), «Пермь Перформативная» (театр, медиа, искусство), «Пермь Гастрономическая» (рестораны, бары, кафе), «Пермь Кинематографическая» (съемочный павильон, кино, школы, мастерские). Новое пространство, по задумке авторов, должно быть востребовано независимо от сезона, демонстрировать уникальность пермской культуры, а также быть безубыточным.

Реализацией этих планов займется специально созданная структура – «Станция культуры», ее учредитель – Фонд развития Пермского края (ФРПК). Компания готова выступить концессионером всего проекта: от этапа создания до эксплуатации. Вложения в строительство в 2023-2026 годах оценены в 15,7 млрд рублей. Из них 14 млрд рублей – доля концессионера, а 1,7 млрд рублей – средства регионального бюджета. Затем прогнозируется получение коммерческой выручки от эксплуатации, за период 2027-2041 годов она оценивается в 10,8 млрд рублей. Причем она покроет только часть затрат в эксплуатационной фазе (общий объем –35,1 млрд рублей). Остальное концессионер предлагает обеспечить за счет платежей из бюджета Пермского края – в среднем порядка 2 млрд рублей в год начиная с 2027 года. Переговоры по проекту продолжаются.

От мостов к автобусам, с парковки к галерее. Business Class подводит итоги года

Так же как и обсуждение с АО «Газпромбанк» и АО «БТС-Мост». В апреле Правительство Пермского края и ФРПК заключили с этими структурами соглашение о сотрудничестве при развитии пространства на Шпагина. Павел Бруссер, первый вице-президент АО «Газпромбанк», заявил, что реализация проекта предварительно оценивается в сумму от 10 до 15 млрд рублей. Отмечалось, что итоговый результат станет понятен после того, как завершится проектирование, будет разработан мастер-план, согласованы параметры и финансовая модель.

Пермская художественная галерея.

7 ноября 2022 года исполнилось 100 лет Пермской государственной художественной галерее. В 1902 году председатель совета Пермского научно-промышленного музея Павел Серебренников через столичные газеты обратился ко всем пермякам и учреждениям с призывом внести свою лепту в создание при музее художественного отдела. Как рассказывают в краевом архиве, первым откликнулся Императорский фарфоровый завод, прислав изделия из фарфора и стекла. Императорская Академия художеств подарила 24 гравюры с картин и портретов русских художников. Свои картины передали в дар музею художники братья Сведомские.

От мостов к автобусам, с парковки к галерее. Business Class подводит итоги года

Сегодня собрание галереи насчитывает более 60 тысяч единиц хранения, и это один из крупнейших региональных художественных музеев России. Сотрудники и эксперты неоднократно сетовали, что лишь малая толика из этого богатства экспонируется, поскольку возможности залов не позволяют большего. В 2021 году началось строительство нового здания галереи на территории Завода Шпагина. Сейчас возводится каркас, полностью завершить возведение шестиэтажной коробки галереи подрядчик намерен в течение зимы. А завершить строительство планируется к концу 2023 года. Общая площадь объекта составит 21,6 тысяч кв. м, что в семь раз больше объемов, которые сейчас занимает галерея.

Все новости компаний