В администрации Перми состоялся круглый стол, посвященный результатам работы транспортной отрасли в 2022 году и планам по ее развитию в ближайшей перспективе. Участие в нем приняли представители Пермской городской Думы, Всероссийского общества инвалидов, студенческого координационного совета в Пермском крае, Пермского городского совета ветеранов, Лиги председателей ТОС города Перми, а также перевозчики.
Первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин рассказал об основных показателях работы общественного транспорта в 2022 году. Доходы отрасли составили 4,4 млрд рублей, 348 млн рублей составила субсидия региона за перевозку льготных категорий граждан, расходы на оплату транспортной работы – 6,2 млрд рублей. Дотация из бюджета сократилась с более чем 2 млрд в 2021 году до 1,4 млрд рублей. Пассажиропоток за год вырос на 6% и достиг 205 млн человек.
Полосы и павильоны.
В 2022 году в Перми установлено 40 остановочных павильонов, в том числе 28 – с цифровыми сервисами. В стадии строительства находятся четыре остановочных пункта. Для обеспечения доступности для маломобильных граждан отремонтировано 45 посадочных площадок. На 2023 год запланирована установка еще 56 остановочных павильонов, в том числе 22 «умных». Заключены контракты на проектирование 16 посадочных площадок в местах, где пока транспорт не останавливается, а также в местах, где площадки не соответствуют нормативам. В этом году эти остановочные пункты должны быть построены.
В прошлом году введена в эксплуатацию совмещенная с трамвайными путями выделенная полоса для движения общественного транспорта по ул. Революции (от ул. Сибирской до ул. Куйбышева). Для автобусов №№4, 36, 67 время проезда по этому участку уменьшилось вдвое по сравнению с прежним путем по ул. Пушкина и Комсомольскому проспекту. Еще одна «выделенка» организована на ул. Чкалова (от ул. Самолетной до ул. Куйбышева). Здесь километровый отрезок автобусы стали преодолевать за 4 минуты вместо 8-15 минут. Сейчас прорабатывается возможность организовать на этой дороге еще одну полосу для автобусов – для движения в обратном направлении (от ул. Куйбышева до ул. Карпинского).
При организации выделенных полос проводится математическое моделирование транспортных потоков, и появляются они там, где такое решение приносит выгоду всем участникам дорожного движения. Эта работа дает и экономический эффект.
«Когда автобус не стоит в пробке, он может выполнить больше рейсов, что снижает затраты. Есть известная установка в авиаотрасли о том, что самолет должен находиться преимущественно в небе, а не на земле, то есть работать, а не простаивать. Этот подход справедлив и для городского общественного транспорта», – пояснил начальник отдела развития транспортной инфраструктуры Александр Синявский.
Он также представил предложение городского департамента транспорта, касающееся площадок для разворота и отстоя автобусов. Идея состоит в том, чтобы сформировать под них земельные участки и выделить как самостоятельные объекты инфраструктуры. Департамент транспорта готов взять на себя полномочия по обустройству и содержанию таких площадок.
Новые маршруты.
В 2022 году в Перми были запущены автобусные маршруты №8 «М/р Крохалева – м/р Садовый», №13 «Песьянка – Комсомольская площадь», №17 «Пл. Дружбы – м/р Висим-2» и №37 «Ул. Ушинского – м/р Висим». Ряд маршрутов продлены: №50 и №63 из микрорайона Крохалева до микрорайона Парковый и до площади Дружбы, №4 из микрорайона Нагорный до ул. Индустриализации, №24 от площади Дружбы до железнодорожной станции Левшино. Организован заезд автобусов №77 в микрорайоны Чапаевский и Кислотные дачи.
Новые связи позволили снять излишнюю нагрузку на других маршрутах с микрорайонов Паркового и Крохалева, обеспечить транспортную доступность медучреждений на ул. Грачева, синхронизацию с городской электричкой. В микрорайоне Висим полноценный общественный транспорт с четким расписанием и работающими проездными появился впервые. Запуск маршрутов стал возможным в связи с изменением федеральных норм.
Задачи на 2023 год обозначила начальник отдела планирования маршрутной сети Светлана Цымбал. Они учитывают развитие территорий и планы по капитальному ремонту трамвайных путей. Так, будет открыт маршрут №81 «Пермь II – ул. Сапфирная». Он обеспечит транспортную доступность для жителей ЖК «Погода», а также микрорайонов Ива и Грибоедова. По новому направлению будут курсировать электробусы. Планируется что 95% средств на приобретение электробусов Пермь получит по федеральной программе. Предполагается, что эксплуатировать новую технику будет МУП «Пермгорэлектротранс».
В 2023 году начнутся работы по капитальному ремонту трамвайных путей в рамках соглашения о модернизации трамвайного комплекса (см. справку). Первым обновят участок на ул. Куйбышева. На период реконструкции планируется запустить автобусный маршрут №71 «Ул. Гатауллина – Октябрьская площадь». Он станет альтернативой трамваю №5, который пойдет в объезд ул. Куйбышева – по ул. Сибирской. В режиме экспресса планируется запустить маршрут №1т «М/р Заозерье – Центральный рынок».
Чтобы не тесниться.
Кроме того, с ростом пассажиропотока требуется увеличить объем транспортной работы на маршрутах, где в отдельные часы автобусы перегружены. В первую очередь речь об автобусах №№ 22, 26, 33, 49, 53, 54, 55, 57, 58, 60, 69, 70. В департаменте транспорта нацелены на повышение комфортности перевозки и соблюдение норматива заполняемости салона (4 чел. на кв. м). Оплата большего километража требует дополнительного финансирования. Без обеспеченности средствами невозможно и развитие маршрутной сети.
«По итогам 2022 года найден баланс между доходами и расходами отрасли. Его важно сохранить. Увеличения расходов на транспортную работу должно найти отражение в индексации тарифа на проезд», – отметила Светлана Цымбал в финале своего доклада.
Традиционно стоимость разовой поездки устанавливается ниже экономически обоснованного тарифа. Кроме того, действуют социальные и гражданские проездные, позволяющие пассажирам экономить на поездках. Эта система льгот и скидок обеспечивается за счет бюджетных дотаций.
Борьба с безбилетниками.
Председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин поддержал обозначенные мэрией направления работы.
«Для повышения качества транспортного обслуживания нужны не только новые автобусы и трамваи, но и современные удобные установки, приоритет для движения общественного транспорта. В формировании маршрутной сети учтены предложения и замечания депутатов, пассажиров. Считаю достойным результат работы транспортной отрасли в 2022 году и в части кассового разрыва между расходами и доходами», – отметил он.
Вместе с тем, спикер обозначил проблемные моменты, связанные с безбилетниками. По его словам, необходимо повышать эффективность работы контрольно-ревизорской службы по выявлению недобросовестных пассажиров, а также активнее привлекать их к ответственности.
«Мы работаем над повышением собираемости платы за проезд. Действительно – это одна из актуальных сегодня задач, решение которой позволит повысить доходность отрасли», – согласился Эдуард Хайруллин.
Напомним, ранее администрация вышла с инициативой о внедрении нового способа оплаты проезда – с помощью мобильных агентов. Она нацелена на уменьшение числа безбилетников. В апреле работу новых сотрудников планируется протестировать на 18 маршрутах.
В завершение обсуждения анонсировано создание экспертного совета, который займется разработкой мероприятий по развитию отрасли на 2023-2025 годы.
Реконструкция городской трамвайной системы.
В рамках соглашения с ООО «Мовиста-Пермь» за три года планируется капитально отремонтировать 35 км трамвайный путей, приобрести 44 трамвайных вагона и спецтехнику для обслуживания путей. Кроме того, предусмотрена реконструкция депо «Балатово», модернизация энергохозяйства и замена 77 остановочных павильонов и навесов.
Фото: администрация Перми.