Депутаты Пермской городской Думы обсудили возможности для повышения собираемости платы за проезд. За первый квартал 2023 года доходы транспортной отрасли достигли 1,128 млрд рублей, расходы – 1,55 млрд рублей. Дотация из бюджета составила 423 млн рублей. Для сравнения, за первые три месяца 2022 года она была больше – 439,8 млн рублей.
Доля безбилетных пассажиров составляет 21,3 %. Увеличение числа «зайцев» в администрации связывают с ростом числа маршрутов, перешедших на бескондукторную систему оплаты. Сейчас их уже 60.
Первый заместитель председателя Пермской Думы Наталья Мельник спросила, есть ли план по усилению контроля за оплатой проезда. Она напомнила о существующей в других городах практике по установке турникетов в транспорте.
Председатель комитета по экономическому развитию Арсен Болквадзе предложил опробовать их и в Перми.
«Можно рассмотреть комбинированную систему: в межпиковое время, когда поток пассажиров не столь значительный, вход в салон осуществлять через турникеты. А утром и вечером оставлять проход свободным – в эти часы будут работать контролеры», – описал он подход. Депутат попросил администрацию Перми посчитать, во сколько может обойтись установка оборудования, и проработать вопрос тестирования турникетной системы на нескольких маршрутах.
Депутат Владимир Молоковских проанализировал представленную мэрией информацию о результатах работы транспортной отрасли в I квартале 2023 года. Он пришел к выводу, что рентабельными оказались 13 маршрутов, из которых на 11 в анализируемом периоде работали кондукторы. Самым прибыльным оказался маршрут № 27 «М/р Нагорный – площадь Дружбы». На нем собрали 58 млн рублей, а за транспортную работу заплатили 47 млн рублей.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин рассказал, что с марта маршрут № 27 перешел на бескондукторную систему, но остался прибыльным. Однако количество проданных билетов сократилось – с 29 до 27 тысяч за день.
По подсчетам администрации, отказ от услуг кондукторов финансово выгоден. На их содержание в январе – марте при сохранении прежней системы оплаты проезда потребовалось бы в общей сложности 225,5 млн рублей. За этот же период расходы на контрольно-ревизорскую службу сложились в размере 12,3 млн рублей. Недополученные доходы составили 165,7 млн рублей.
Сейчас в Перми в экспериментальном режиме работают мобильные агенты, или «мобильные кондукторы».
Отметим, что количество безбилетников не влияет на расчет тарифа на проезд. Однако оплата проезда является источником для развития отрасли.