Перевозчики, работавшие на пригородных маршрутах, взыскали с регионального Министерства транспорта убытки, которые понесли из-за действий ведомства. Если коротко – частники были вынуждены уйти с маршрутов раньше положенного срока. Объемы работы достались ПКГУП «Автовокзал».
Началась история на старте транспортной реформы на краевом уровне. Перевозчики тогда имели свидетельства о праве осуществлять регулярные перевозки и работали по нерегулируемому тарифу. То есть сами устанавливали стоимость проезда и «жили» за счет продажи билетов. В том числе компания «Бизнес-Д» обслуживала маршрут №104 «Пермь – Гамово» на основании свидетельства, выданного 20 февраля 2017 года на пять лет. До февраля 2022 года также имел право работать предприниматель Вилдан Назаров на маршрутах №147 «Горный – Пермь» и №148 «Горный – Пермь (Комсомольская площадь)». А транспортная компания «Автодан» имела свидетельство на маршрут №150 «Конец Бор (Краснокамск) – Пермь» на срок до июля 2022 года.
Было принято решение о переходе на новую транспортную модель, при которой перевозчики работают на основании госконтракта, получают деньги за транспортную работу, а билетную выручку перечисляют в бюджет. Краевые власти провели конкурсные процедуры и выбрали подрядчиком для обслуживания ряда маршрутов ПКГУП «Автовокзал» – уже с 1 декабря 2020 года, то есть до окончания действия свидетельств. Основанием для этого послужило решение о переводе маршрутов с нерегулируемого тарифа на регулируемый.
Перевозчики обратились в суд, чтобы оспорить дату изменений. Поначалу они смогли продолжить работу – были приняты обеспечительные меры, запрещающие «Автовокзалу» вытеснить судебных оппонентов.
Следующим шагом в этом противостоянии стало открытие двух автобусных маршрутов, которые в значительной части дублировали существующие. На них стал работать «Автовокзал». Так, с маршрутами №104 и №148 во многом совпал путь следования автобуса №130 «Поселок Горный – село Гамово». Распоряжение об открытии новых маршрутов подписал тогдашний заместитель министра транспорта Пермского края и куратор реформы Александр Клебанов.
Краевой перевозчик и частники стали ездить параллельно каждый на своем маршруте. При этом благодаря контракту с оплатой за транспортную работу «Автовокзал» в отличие от конкурентов не зависел от числа пассажиров. Судебные процессы тем временем переходили от одной инстанции к другой, и прежде чем они окончательно завершились, бизнес «сошел с маршрута», не выдержав противостояния. Весной 2021 года ООО «Бизнес-Д» прекратило работу на направлении №104, затем спорные маршруты оставили Вилдан Назаров и «Автодан».
Однако в суде были вынесены решения в их пользу – о том, что они имели право продолжить работу до окончания действия свидетельств. Это не позволило вернуться в стан действующих перевозчиков. Однако послужило основанием для того, чтобы уже в 2023 году взыскать с Министерства транспорта упущенную выгоду.
Ее размер истцы определили исходя из доходов ПКГУП «Автовокзал», который сменил их на спорных маршрутах. Так, ООО «Бизнес-Д» требовало взыскать с Минтранса 4 млн рублей за период с апреля 2021 по февраль 2022 года. Однако, по данным краевого предприятия, перевозки по маршруту №104 в это время принесли убыток – 15,5 млн рублей. Суд привлек эксперта, чтобы выяснить, имела ли место упущенная выгода ООО «Бизнес-Д» и в каком размере. Специалист пришел к выводу, что частный перевозчик заработал бы 2,7 млн рублей. Столько суд и постановил взыскать с краевого Министерства транспорта. Это решение вынесено в июне 2023 года.
Частично удовлетворены требования и Вилдана Назарова. Он оценил убытки от невозможности работать на маршруте №147 и №148 с июня 2021 до февраля 2022 года в 8 млн рублей. В «Автовокзале» заявили, что это направление тоже было убыточным – «минус» 11,8 млн рублей. На основании заключения эксперта размер упущенной выгоды, подлежащей взысканию, суд установил в размере 370 тыс. рублей.
Транспортная компания «Автодан» упущенную выгоду от невозможности работать на маршруте №150 с июня 2021 по июль 2022 года оценила в 4,2 млн рублей. Это разбирательство еще не окончено, очередное заседание назначено на 24 июля 2023 года.
Отметим, что в июле 2021 года Александр Клебанов покинул должность замминистра транспорта Пермского края. Ведомство скорректировало сроки перевода маршрутов с нерегулируемого на регулируемый тариф. У перевозчиков, которые к тому моменту сохранили за собой маршруты, появилась возможность доработать до истечения срока выданных ранее свидетельств. Новых судебных конфликтов на этой почве не возникало.
Переход на новую транспортную модель в значительной мере завершен. Всего в краевой маршрутной сети 142 автобусных направления, из которых на начало марта 2023 года по регулируемому тарифу работали уже 135. По мере реформы модернизируется подвижной состав. Обновлено более 300 автобусов.