Уходит эпоха пермской торговой сети «СемьЯ». Многие магазины бренда на грани закрытия. Такое решение принял новый владелец сети магазинов – федеральный ритейлер «Лента». Изначально, собственник планировал сохранить региональную сеть и даже внутренние проекты: «Правильное вино» и прямые поставки товаров из Европы. Позже в «Ленте» сообщили о закрытии неэффективных торговых точек. Сейчас, по словам источника Business Class, все магазины «СемьЯ» могут прекратить деятельность. В объявлении в магазинах говорится, что посетить «Семью» можно по адресам: Комсомольский проспект, 11 и ул. Петропавловская, 105.
«СемьЯ» всегда пользовалась народной любовью пермяков. Сейчас в закрывающихся магазинах «СемьЯ» идет ликвидация товара, наблюдается ажиотажный спрос. Очереди покупателей собираются еще до открытия.
Business Class ностальгирует по последней крупной локальной торговой сети.
В 90-е группа компаний «ЭКС» занималась оптовыми поставками товаров и продуктов. Среди них были Nestle и Kinder. В конце 90-х компания выкупает несколько гастрономов, в том числе первый в Перми универсам по ул. Борчанинова, 13. Его начинают развивать как магазин самообслуживания, здесь же проводились «эксперименты» по работе с клиентами, выкладке товара и другие.
Здание магазина Универсам, 1986 год. Фото: Государственный архив Пермского края.
В 2002 году «ЭКС» создает собственную продуктовую сеть «СемьЯ». Логотип, бренд, название придумала команда Олега Ощепкова, руководителя маркетинговой компании Ozon group.
В начале 2000-х «ЭКС» запускает вторую торговую сеть – продуктовые дискаунтеры «Диско». До закрытия последнего в 2015 году компания открыла лишь четыре точки. После ликвидации «Гастрономов» (сеть развивала группа компаний «РИАЛ») «СемьЯ» расширила свои площадки за счет аренды освободившихся помещений. После банкротства «Вивата» «СемьЯ» заняла несколько его точек. В результате сеть значительно расширилась с 14 магазинов в 2002 году до 75 на момент начала проведения сделки по продаже актива «Ленте». Тогда магазины пермского ритейлера занимали в общей сложности 46 тыс. кв. м. По итогам 2021 года «Семья» сократила долю по реализованной продукции на рынке в Пермском крае с 6 % в 2020 году до 4,61 % в 2021 году.
Магазины «СемьЯ» работали в форматах «супермаркет» и «магазин у дома». Особое внимание уделялось клиентскому обслуживанию. Многие пермяки помнят, что продукты в пакеты на кассе складывали продавцы, а по любому возникшему вопросу можно было написать в социальные сети директора магазина, сети или Олегу Чиркунову, владельцу «ЭКС», для решения проблемы. В новогодние праздники руководство торговой сети выходило в зал и в качестве «трудовых резервов» помогало обслуживать покупателей. Появились карты лояльности, мобильное приложение сети и первая в городе доставка продуктов из магазина до дома.
Фото: соцсети // Олег Чиркунов.
Новые форматы.
В 2012 году сеть «Семья» представила покупателям проект «Прямые поставки». Компания предлагала продукты напрямую от производителей из Европы: Греции, Испании, Италии, Венгрии, Германии и других. Одной из первых «СемьЯ» также начала ввозить импортные вина напрямую от виноделен из Италии, Испании, Чили, Франции и ЮАР. Из проекта вырос отдельный магазин в Москве и Екатеринбурге. Точка на Урале закрылась в 2019 году, а в столице продолжает работу.
В 2015 году компания провела рестайлинг и сменила логотип торговой сети, его разработала студия Артема Лебедева. В том же году сеть запустила собственные торговые марки: «Family Choice», «Выбор Семьи», «Малосемейка». Компания развивала проект «Киты еды» – отдел с готовыми блюдами в магазинах сети. В 2017 году ГК «ЭКС» внедрила новый бренд под названием «Девочки в восторге», специализирующийся на продаже приготовленных на собственном производстве тортов, пирожных и печенья.
Торговая сеть из Екатеринбурга планирует открыть 25 продуктовых магазинов в Перми 25 июля 2023, 14:30В 2020-х «СемьЯ» перезапустила собственную торговую марку, под ней сначала начали выпускать молочные продукты (творог, кефир, сыры, сметана), затем линейка расширилась до 70 товарных единиц. Заявлялось, что СТМ объединяет продукты для правильного и здорового питания. С этого проекта начался поворот «Семьи» в сторону эко- и зож-сегмента.
Вместе с расширением товарной матрицы в этом направлении ритейлер открыл по ул. Пермской, 22 первый магазин в новой концепции – «Семья Fresh». Общая площадь помещения составляла 250 кв. метров. Количество уникальных товарных наименований – 3,5 тыс. Из них порядка 60% приходилось на товары группы «фреш» (овощи и фрукты, горячий хлеб и выпечка и другие товары с коротким сроком годности). Хлебобулочные изделия выпекались прямо в магазине.
Поглощение «Семьи».
Разговоры о продаже пермской «Семьи» велись на протяжении нескольких лет. Активом интересовались крупные федеральные игроки. В июне 2021 года «Лента» заключила соглашение о приобретении пермской сети магазинов «Семья». Покупателем выступило ООО «Лента» – дочерняя организация международной компании ПАО «Лента». Спустя месяц Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку. 100 % долей в уставном капитале ООО «Семья ритейл» были оценены в 2,35 млрд рублей.
Началась интеграция «Семьи» в новую структуру. Завершить процесс планировалось до конца 2022 года. Гипермаркеты «Семья» в одноименном ТРК по ул. Революции, 13,; в универсаме по ул. Борчанинова, 13,; в ТРК «Столица» перешли под бренд «Ленты». Предполагалось, что супермаркеты переименуют в «Супер Ленту», а магазины у дома – в «Мини-Ленту». Но этого не произошло. Сейчас на месте закрытых точек пермского бренда начали открываться магазины «Монетка».