В Перми начинается новый этап развития платного паркинга. Это не только расширение его границ, но и появление новых внеуличных стоянок. Кроме того, на одном участке парковка подорожает.
Что изменится и когда?
Со 2 октября в зону № 101 платных парковок с тарифом 20 рублей в час попадут следующие участки:
- ул. Плеханова от ул. Луначарского до ул. Петропавловской;
- ул. Петропавловская, ул. Ленина, ул. Екатерининская, ул. Луначарского – все на участке от ул. Плеханова до ул. Крисанова.
Одновременно начнут работу две внутризональные плоскостные муниципальные парковки:
- в районе дома по ул. Пушкина, 1 (вдоль ул. Клименко на участке от ул. Луначарского до ул. Пушкина);
- вблизи зданий по ул. Попова, 21 и 23.
Локальное изменение произойдет с 1 ноября – в границы тарифной зоны № 102 с размером платы 30 рублей в час включат парковочные места, расположенные в проезде от ул. Советской до ул. Петропавловской, 59.
Следующий этап расширения платной зоны запланирован с 1 января 2024 года. В нее войдут участки:
- ул. Героев Хасана и Комсомольский проспект – оба участка на протяжении от ул. Белинского до ул. Соловьева;
- ул. Куйбышева от ул. Белинского до ул. Юрия Смирнова;
- ул. Юрия Смирнова и ул. Соловьева – оба участка на протяжении от ул. Куйбышева до ул. Героев Хасана.
Зачем нужны платные парковки?
Взимание платы – это способ регулировать использование парковочного пространства. Цель – сделать так, чтобы парковочные места вдоль проезжей части использовались преимущественно для кратковременной стоянки. Чтобы человек, приехав в центр, мог без труда найти место для стоянки.
Эта задача достигнута: с момента введения платы в Перми среднее время, на которое одна машина занимает парковку, уменьшилось с 3,5 часа до 20-30 минут. Желательный уровень заполняемости платных парковок в городе – 80-90 %. Для его достижения регулируется стоимость. Регулярно проводится мониторинг занятости, и на тех участках, где выявляется высокий уровень загруженности и дефицит парковочных мест, повышается плата за парковку.
В октябре изменится работа семи автобусных маршрутов в Перми30 сентября 2023, 13:29В отличие от парковок на проезжей части внеуличные стоянки рассчитаны на длительное использование. Здесь можно оставить машину на весь день – скажем, на десять часов, а заплатить только за шесть. Такие парковки разгружает улично-дорожную сеть в центре города. Это один из приоритетов городской парковочной политики и работы по созданию комфортной городской среды.
По мнению Александра Морозова, заведующего научно-исследовательской лабораторией проблем развития городского электрического транспорта ОАО «НИИАТ», платные парковки способны мотивировать автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт. Но только при условии достаточно высокой стоимости стоянки.
«Система платных парковок хорошо себя зарекомендовала и заставляет часть людей не оставлять машину возле работы на целый день, а выбирать общественный транспорт либо такси. При этом важно, чтобы цена устанавливалась рыночная – исходя из заполняемости. Так, в рекомендациях Минтранса РФ говорится, что при загруженности более 85 % имеющихся в наличии мест плата за парковку должна повышаться. Это позволяет соблюдать баланс и эффективно использовать дорожную сеть», – отметил эксперт.
Будут ли перехватывающие парковки?
Еще один способ разгрузить центр – создание перехватывающих парковок. Такой вид стоянок организуют вне платной зоны, как правило – на подъезде к ней. Смысл в том, чтобы автомобилисты оставляли там машину и дальше передвигались пешком либо на общественном транспорте. Согласно принятому в 2022 году положению о создании платных парковок в Перми стоимость стоянки на перехватывающих парковках должна быть еще дешевле, чем на внеуличных.
На сегодня такой вид парковок хоть и предусмотрен нормативными документами, но не внедрен. В ходе недавнего обсуждения этой темы с депутатами городской Думы представитель Пермской дирекции дорожного движения сообщил, что в ближайшей перспективе планируется открыть две перехватывающие парковки.
Дмитрий Малютин, председатель Пермской городской Думы:
«В целом платные парковки себя оправдывают. Пермь в этой сфере во многом задает тренд, но нужно двигаться дальше и решать актуальные на сегодня задачи. Это касается и механизмов обеспечения оплаты парковки – чтобы от действий нарушителей не страдали интересы добросовестных пользователей, и реализации планов по созданию перехватывающих парковок. Сейчас как раз формируется бюджет на трехлетку, можно продумать и заложить соответствующее финансирование».
Вопрос справедливости
Кроме того, представители администрации и депутатского корпуса обсуждают механизмы обеспечения оплаты парковочных мест. Это вопрос не столько пополнения бюджета, сколько эффективности использования платы за парковку в качестве регуляторного механизма.
«Те, кто скрывают или снимают номера, занимают чужое место и влияют на заполняемость парковок. А от этого показателя зависит размер платы за парковку. По словам представителей администрации, сейчас недостаточное число пеших патрульных, которые борются с «закрывальщиками» номеров. Мы поставили задачу – конкретизировать, кого и чего еще не хватает, чтобы эту проблему до конца решить, и машин с бумажками, масками и прочим на номерах, на парковках не было», – рассказал депутат Пермской городской Думы Арсен Болквадзе.
По информации Пермской дирекции дорожного движения, был проанализирован опыт Казани и Москвы по организации взаимодействия городских властей и надзорных органов, по работе с неоплатой парковочных мест. Усилена деятельность по взиманию штрафов и взаимодействию со службой судебных приставов. Отдельный предмет внимания – автомобили со снятыми номерами. Идет подготовка регламента эвакуации таких транспортных средств, налажены контакты с краевым министерством транспорта по этому вопросу.
Доходы и штрафы
Как сообщили Business Class в Пермской дирекции дорожного движения, за восемь месяцев 2023 года объем поступлений от платы за использование платных парковок составил 109 млн рублей, от штрафов за невнесение платы – 74 млн рублей. Доходы бюджета от платных парковок превышают расходы на их администрирование.
По словам Вадима Донченко, научного руководителя ОАО «НИИАТ», члена Бюро Управляющего комитета Общеевропейской программы Европейской экономической комиссии ООН ВОЗ по транспорту, за рубежом есть практика, когда доходы от платных парковок и транспортного налога «окрашиваются» – то есть полностью или по большей части используются на нужды городского транспорта. «В таком случае плата помогает не только эффективно использовать парковочное пространство, но и поддерживать, и улучшать качество общественного транспорта», – отметил он.
Эксперт добавил, что организовывать новые парковочные места, если на них есть спрос и необходимость, следует так, чтобы они не занимали полосу движения. «Например, за счет газонов, а именно– можно использовать часть широких придорожных газонов, на которых практически ничего не растет», – считает он.