Сейчас перевозчики находятся в активной фазе адаптации к новым условиям и находят способы продолжать оказывать услуги такси в обход нового законодательства. В начале сентября отмечался всплеск цен на услуги такси, который пассажиры связывали с законом «О такси», но, как оказалось, он был вызван традиционным ажиотажным спросом в связи с началом учебного года.
Изменения в законодательстве
Несмотря на то, что номинально закон «О такси» уже вступил в силу, летом в Государственную Думу РФ внесли законопроект об переносе начала действия большинства норм на 2024-2025 годы. Рассмотреть его в весеннюю сессию не успели, это планируется сделать только в октябре.
Так, в документе предлагается перенос на сентябрь 2024 года требований к представлению справки о судимости, к цвету кузова и экологическому классу автомобилей, к аттестации водителей. До сентября 2025 года предлагается перенести нормы о страховании ОСАГО и ОСГОП (обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков).
Некоторые таксопарки не хотят получать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, потому что это накладывает не только большую ответственность по выпуску автомобиля на линию, но и дополнительные расходы на страхование. ОСАГО для такси стоит минимум в два раза дороже, чем для легковых автомобилей физических лиц, и его крайне сложно получить, отмечает представитель пермских таксопарков «Леверна» и «Навигатор» Андрей Петров.
Количество выданных разрешений
В Пермском крае отмечается резкое снижение количества выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Как сообщает специалист отдела по связям с общественностью сервиса «Максим» Екатерина Мамай, с 1 августа по 1 сентября разрешения получили всего 64 перевозчика, которые сотрудничают с сервисом. С 1 сентября самозанятые водители сталкиваются с технической ошибкой при попытке подать заявление на выдачу разрешения через «Госуслуги», добавила г-жа Мамай.
В Общественном совете по развитию такси связывают сокращение количества выданных разрешений со вступлением в силу нормы о цвете кузова такси – с 1 сентября 2022 года легально работающие автомобили в Пермском крае должны быть окрашены в белый цвет. В рамках нового законодательства это требование сохранили, и оно является существенным барьером для легализации перевозчиков.
Старый конь набирает обороты. В Пермском крае за год втрое выросли продажи авто с пробегом 13 сентября 2023, 07:00Представитель таксопарков «Леверна» и «Навигатор» Андрей Петров отмечает, что автосалонам выгоднее продавать цветные машины, а белые в основном покупают корпоративные клиенты – таксопарки. «Самозанятым водителям практически не дают возможности легализоваться, и они ждут, пока им окончательно не перекроют кислород, тогда придется искать машины белого цвета. Пока им еще выдают заказы. Но одно дело – работать на своей машине, и совсем другое – брать ее в аренду. Кроме того, примерно 70 % такси – это частники на цветных автомобилях, но повышенного класса (комфорт, бизнес), а оставшиеся 30 % – парковые машины с лицензией, но эконом-класса: Renault Logan, Lada Granta, Vesta», – добавил г-н Петров.
Несмотря на препятствия, показатель количества водителей восстанавливается после сезонного спада активности летом – люди выходят из отпусков и возвращаются к работе. Эксперты пока не видят острого дефицита исполнителей, но некоторое волнение на рынке наблюдается.
Возвращение бомбил
Руководитель пресс-службы Общественного совета по развитию такси Екатерина Киселева отмечает, что в связи с уходом иностранных автопроизводителей в России существенно сузилось предложение на рынке новых автомобилей. Цена на новые и подержанные машины значительно выросла, как и на услуги по покраске автомобилей. Поэтому те, кто захочет подрабатывать в такси, не станут вкладывать средства в перекраску личного транспорта, а начнут работать нелегально.
По мнению представителя таксопарков «Леверна» и «Навигатор» Андрея Петрова, на сегодняшний день справедливо штрафовать только водителей, которые намеренно не стремятся получать разрешения, а не тех, кто не может его получить из-за требований к цвету автомобиля. Чтобы все ездили на белых машинах, необходимо создать условия – оплатить перекраску или переклейку автомобиля, но чиновники этого не предлагают, сетует г-н Петров.
«У нас делается все, чтобы получить как можно больше штрафов, но людям не дают заработать. Водители будут вынуждены работать нелегально. Им нужно как-то зарабатывать на жизнь, поэтому они все равно пойдут заниматься тем, что умеют. Значит, будут возить голосующих на трассе. Таких пассажиров, кстати, становится все больше, хотя года два назад их практически не было, потому что проще было заказать в приложении или по телефону», – поясняет Андрей Петров.
Как рынок выходит из положения
Времени на подготовку к новым требованиям было выделено слишком мало, поэтому не все перевозчики оказались к ним готовы, сообщают эксперты. Пока на рынке идет поиск выхода из сложившейся ситуации в обход нового законодательства, чтобы не лишать граждан услуг такси и избежать взрывного роста цен появились перевозки «по заказу» и «аренда транспортного средства с экипажем». Для них не нужно разрешение на деятельность такси, а требуется, например, заключить индивидуальный договор на перевозку или иметь страховку ответственности перевозчика перед пассажиром. Это не новые виды перевозок, они существовали в законодательном поле и раньше.
Прятки в сторону. В Перми расширяют зону платных парковок и вводят новые внеуличные стоянки02 октября 2023, 07:00В сервисе «Максим» услуги перевозчиков с разрешением выделены в отдельный тариф. «Компания оказывает содействие перевозчикам в получении таких разрешений. Водитель может получить консультацию на любом этапе оформления документов», – добавила специалист отдела по связям с общественностью сервиса «Максим» Екатерина Мамай.
Изменение тарифов
В Перми, как и во многих регионах России, отмечался резкий рост цен на услуги такси в первые дни сентября. Как пояснили в Общественном совете по развитию такси, это ежегодное явление, связанное с повышенным спросом – завершается сезон отпусков, а школьники и студенты возвращаются к учебе.
Степень влияния нового закона на тарифы однозначно выделить нельзя. Тем не менее, в Общественном совете по развитию такси прогнозируют постепенное продолжение их роста. В первую очередь на это влияют экономические факторы: расходы на содержание и обновление парков, рост стоимости топлива, дорогое страхование.
В сервисе «Максим» сообщают, что цены на услуги такси в Пермском крае значительно не изменились – в периоды повышенного спроса (как было в первые дни сентября) стоимость временно увеличивается на 10-30 %, но затем возвращается к стандартной. Цены на заказы по тарифу «Такси» выше обычных, поскольку разрешения пока имеют ограниченное число перевозчиков – средний чек в Перми составляет 480 рублей. На заказы по тарифу «Легковые» в классе «эконом» средняя стоимость не изменилась и составила 375 рублей.
Подкрутили счетчики. В Перми увеличилась стоимость поездок на такси29 августа 2023, 07:00