С одной стороны – отцы с их русскостью и вдохновением от деревенской атмосферы, с другой – дети, которые ищут свой путь в жизни: один, Аркадий Кирсанов (актер – Даниил Ахматов), разделяя ценности отца, но не до конца их понимая; другой, Евгений Базаров (актер – Иван Вильхов), полностью отрицая духовное «приданое» старших и внешний символизм любви к малой родине.
Отцы и дети как будто стоят по разные стороны, одни на белой, другие на черной территории. Но и у отцов не все так безоблачно, и у сыновей царит не только мрак. Объединяющей силой и для отцов, и для детей становится любовь, именно ради нее – приходит понимание к героям в конце спектакля – и стоит жертвовать.
В Театре-Театре прошли премьерные показы спектакля «Отцы/Дети» (16+). Это первая постановка Марка Букина на большой сцене Пермского академического театра. В дни премьеры в театральном фойе зрителей ждали необычные фотозоны – теплица с развешанными внутри наборами семян с затейливыми названиями, фото березовой аллеи и деревенский туалет из струганных досок.
На сцене – деревянные доски на мешковине и стены из ДСП – то отливающие золотом солнца в сценах о деревенской жизни, то мрачно серые, отражающие нигилистские настроения Базарова.
Спектакль начинается тем, что Евгений Базаров смотрит новости по телевизору. Задник сцены превращен в огромный экран, где транслируется новостной видеоряд. Главный герой берет чемодан и отправляется в путь. И вот уже на широкоэкранном полотне заколосилось бескрайнее поле. А на сцене под песни группы «Любэ» девушки в а-ля русских сарафанах несут ведра, полные воды, а парни ловко колют дрова и, играя мышцами, переносят огромные березовые бревна. Создается яркая, веселая, но искусственная «картинка» жизни русской деревни.
«Спектакль про нас сегодняшних, он современный, поэтому есть современная эстетика, современные костюмы с заигрыванием с тем временем. Действие происходит в сегодняшней деревне, не в XIX веке. От этого и выразительные средства современные – музыка, гитары, барабаны, телевизор и т. д. Это не для того, чтобы как-то плохо отнестись к Тургеневу, а потому что театр – это отражение сегодняшней реальности, он про сегодня, про людей, сидящих в зале, а не про тех, кто жил когда-то давно», – отметил режиссер и автор сценария «Отцы/Дети» (16+) Марк Букин.
Неестественность – этим словом, пожалуй, можно назвать весь визуальный ряд в этом спектакле. Просторные деревянные интерьеры как символ светлой деревенской избы, широкой русской души, и здесь же углы, забитые старыми стульями и пустыми пластиковыми ведрами из-под краски (художник-сценограф – Евгений Терехов). Огромная люстра-канделябр купеческой усадьбы не украшает, а криво лежит на праздничном столе, накрытом максимально аскетично. Сарафаны с традиционной русской тесьмой и черные лифы поверх них (художник по костюмам – Ирэна Белоусова). Высокие кокошники, а концы у них загнуты, как у «крылатых чепцов» католических монахинь. Нарядная лубочная яркость эпизодов из жизни крестьян, их песни и танцы в стиле ансамбля «Березка» (хореограф – Ксения Малинина) и монохром сцен с участием обитателей поместья.
Как будто смотришь два разных спектакля – веселый шарж на символы русской культуры и психологическую драму о поиске героем себя. И иногда действующие лица одной пьесы появляются в интерьерах другой.
Для лучшего понимания образов в спектакле введены так называемые зонги – монологи-баллады актеров с размышлениями о поиске смыслов и обретения внутреннего мира с самим собой. (В буклете к спектаклю даже напечатан полный сценарий спектакля с рукописными пометками режиссера Марка Букина.) Зонги передаются в формате песен, стихов, стендап-монологов и баттлов. Например, Николай Петрович Кирсанов в одном из зонгов обращается к зрителям не от лица своего персонажа, а лично от себя – актера Алексея Корсукова.
«Зонги – это отстранение от роли, где актер снимает с себя образ и говорит, что он, актер, по этому поводу думает. Это мостик между нами сегодняшними и героями, чтобы сократить эту дистанцию. Пьеса была написана специально для этого спектакля. И это было в данном случае необходимо, потому что текст Тургенева очень сложно адаптировать для сценического действия, у него совершенно особая структура, в которой действия и события вплетены в пространные описательные этюды, пейзажные и портретные зарисовки. Как это ставить? Соответственно, я искал драматический конфликт, события, ситуации, которые можно актерам сыграть. Это была сложная работа», – подчеркнул Марк Букин.
Кажется, что через всю эту скоморошность совершенно не проглядывается главная сюжетная линия и трагедия тургеневского романа и постановки Марка Букина, но это не так. Режиссер через созданный на сцене образ суетности и переполненности современного мира многообразием информации очень грамотно сумел донести основные послания зрителям о том, что любовь бывает разная. Для Николая Петровича Кирсанова и Фенечки это тихое семейное счастье. Восторженность и поклонение – для Аркадия Кирсанова к Катеньке (актриса – Владислава Костылева). Разочарование и печальное затворничество – для Павла Петровича Кирсанова. А для Евгения Базарова к Анне Одинцовой (актриса – Людмила Прохоренко, автор текстов к зонгам) – это страсть, боль и трагедия. И если есть любовь, то есть и смысл в жизни.
«Между спектаклями «Раскольников» (18+) и «Отцы/Дети» (16+) есть общая энергия – энергия бунта, драйва, рок-н-ролла, молодости, свободы. Базаров – это исследование: кто этот парень сегодня, что изменилось, спустя такой временной промежуток, между Базаровым из романа Тургенева и Базаровым из сегодняшнего дня? Может, я ошибаюсь, но я не вижу какой-то глобальной разницы. Мне кажется, что этот человек, придумавший нигилизм, сегодня мало отличается от того Базарова. Может быть, сегодня он агрессивнее, ярче, менее бескомпромиссен. Он обличитель, который отрицает любую догму, любой принцип. Время изменилось, а боль по поводу происходящего только усиливается. И этот человек является огромной болевой субстанцией, энергией, которая пытается что-то изменить», – отметил Марк Букин.
Свои спектакли Марк Букин часто дорабатывает уже после премьерных показов. Например, спектакль «Раскольников» (18+) сначала представили зрителям только в двух частях, а премьера трехактного окончательного варианта состоялась через полгода.
Возможно, и спектакль «Отцы/Дети» (16+) ждет некоторая отшлифовка. А пока, судя по реакции зала, постановка больше впечатляет молодежную аудиторию. И несмотря на то, что спектакль довольно продолжительный по времени, 3 часа 20 минут с антрактом, «Отцы/Дети» (16+) смотрятся на одном дыхании.
Новое здание Пермской галереи достроят к лету 2024 года25 октября 2023, 20:30Фото Никиты Чунтомова // предоставлены Театром-Театром.