Дмитрий Георгиевич, в университете создана «Школа хирургов». В чем ее основная задача?
– «Школа хирургов» – инновация нашего вуза, созданная, чтобы системно и целенаправленно, с позиции современных образовательных технологий, обучать студентов базовым навыкам оперативных вмешательств на более высоком уровне, чем это предполагает стандартная учебная программа. В школу берем студентов шестого курса, которые уже достаточно укрепились в намерении стать хирургами, а также будущих акушеров-гинекологов, лор-врачей – то есть тех, чьи специальности связаны с мануальными навыками. Они так или иначе отрабатываются в ходе учебного процесса, но обучение в рамках школы отличается системностью и большей интенсивностью. Занятия нацелены на то, чтобы к концу шестого курса студенты овладели мануальными навыками на уровне квалифицированных молодых хирургов.
Занятия в «Школе хирургов» идут с середины октября. Прогресс уже за первые недели меня пора-зил – ребята настолько целеустремленно работают, что рост мануальных умений идет семимильными шагами. Хотя изначально далеко не все пришли подготовленными.
Прежде чем перейти к деталям обучения, сделаем небольшой экскурс в историю. Расскажите, пожалуйста, о пермской хирургической школе, ее достижениях и главных лицах – в первую очередь, конечно, об академике Евгении Антоновиче Вагнере.
– Пермская хирургия, как совокупность знаний и достижений, имеет богатые традиции. Ее история достаточно четко оформляется с 18-го века. Впервые медицинские учреждения в крае стали появляться при заводах, например, в Перми – в 1735 году построен госпиталь при Егошихинском медеплавильном заводе. С 1797 года в Перми трудился доктор Ф.Х. Граль – «народный доктор», как часто его называли. Среди выдающихся имен первой половины 20-го века назову профессоров Париных – Василия Николаевича и Бориса Васильевича (подробнее – см. справку).
Современный и наиболее яркий этап развития пермской хирургической школы связан с великим Евгением Антоновичем Вагнером, основоположником учения о травме груди. Когда я учился, он активно работал, оперировал. И мне повезло несколько раз быть вторым ассистентом на его операциях. До сегодняшнего дня в российском и мировом медицинском научном сообществе Пермь ассоциируется во многом с Вагнером, его учениками и достижениями в области травмы груди. Перечисление учеников Евгения Антоновича превратится в нескончаемый список – практически все нынешние профессоры, заведующие кафедрами, заместители главных врачей по хирургии, а нередко и руководители больниц – это или ученики Вагнера, или уже ученики его учеников. Эта связь не прерывается, и сегодня мы продолжаем делиться опытом с новым поколением – в том числе и в рамках «Школы хирургов».
Профессор Василий Николаевич Парин в 1921 году организовал на базе Александровской больницы клинику госпитальной хирургии. Стал заведующим кафедрой госпитальной хирургии медицинского факультета Пермского университета. Приходилось работать с полным дефицитом инструментов, расходного материала, еды, белья, в холодных помещениях. Несмотря на это, студенты учились, операции выполнялись, больных лечили. Василий Парин создал свою научную школу. Подготовил десять докторов и более десяти кандидатов медицинских наук, 18 его учеников заведовали кафедрами.
Профессор Борис Васильевич Парин в 1928 году, еще будучи ординатором, впервые на Урале перелил кровь. Он добился выдающихся результатов в восстановлении функций кисти и лечении последствий ожогов, внедрял новые методы лечения ранений головного мозга. Является одним из основоположников космической медицины.
Академик Евгений Антонович Вагнер – один из основоположников учения о травме груди. Первый в стране, кто в процессе операции применил метод реинфузии крови. За свою творческую врачебную деятельность провел более 15 тысяч операций, многие из которых были уникальными. Например, Е.А. Вагнер и С.Г. Суханов провели реплантацию нижней конечности на уровне бедра. Под руководством Евгения Антоновича защищено 76 кандидатских и 28 докторских диссертаций.
Существует мнение, что хирурги – элита медицины. Как вы к этому относитесь?
– На мой взгляд, выделять одну специализацию в качестве элиты неправильно. Каждый врач выполняет свою важную функцию. А особое восприятие хирургии, наверное, связано с образом профессии, в том числе на киноэкранах. Фильмы, сериалы зачастую снимают про тех, кто оперирует – держит в руках человеческую жизнь. Если на первом собрании первокурсников спросить, кто хочет стать хирургом, руки поднимут 90% студентов. К шестому курсу таких остается процентов десять. Потому что по мере обучения, взглянув глубже на другие профессии, находят и в них массу интересного. Дело, как правило, не в каком-то разочаровании в хирургии, а именно в том, что другие направления медицины при более детальном знакомстве с ними становятся не менее привлекательными.
Какие возможности есть для студентов получить практический опыт в хирургии во время обучения? Как оттачивать навык манипуляций?
– Наше глубокое убеждение – учить нужно на биоматериале. Обычно это органы свиньи – кишечник, аорта, желудок… По структуре они достаточно близки к человеческим. Оборудование, инструментарий – те же, что применяются в медицинской практике. Есть и специальные тренажеры, например, эндоскопический тренажер, имитирующий грудную или брюшную полость. В него помещается орган и далее выполняются те же манипуляции, что и при настоящей операции. Первое, что должно хорошо работать у хирурга, – это голова, а затем – руки, это проводник всех знаний и решений. Именно умение работать руками студенты и получают в «Школе хирургов».
А как оттачивать навык работать головой?
– Что все-таки отличает хирургию от многих других специальностей – это необходимость быстро принимать решения во время операции. И не всегда есть «хорошее» и «плохое» решение. Бывает, что из кучи вариантов возможно выбрать лишь «наименее плохое», когда клиническая ситуация неожиданно ставит тебя перед необходимостью изменить план, который ты продумал до мелочей. Умение быстро перестроиться, принять решение, не колебаться и следовать ему – то, что отчасти должно быть в характере, в крови. Но тренировать это умение возможно. Во время занятий в «Школе хирургов» мы моделируем и стрессовые ситуации, меняем задание по ходу выполнения манипуляций, чтобы приблизить условия к реальности.
Одной из предпосылок создания «Школы хирургов» стали успехи студентов ПГМУ на различных олимпиадах. Расскажите о последних достижениях команды.
– Идея создания «Школы хирургов» принадлежит ректору Анне Сергеевне Благонравовой. Видя успехи нашей «олимпийской сборной», она поставила цель сделать так, чтобы не только эти «звездные» ребята, но и все, кто в будущем станет практикующими хирургами, повышали свой класс.
За последнее время наша сборная съездила в Тюмень на Всероссийскую олимпиаду с международным участием по оперативной хирургии органов малого таза, где стала вице-чемпионом. На Поволжской олимпиаде «Первый шаг» в Саранске лучший результат в решении ситуационных хирургических задач и знании теории показал наш Даниил Швецов. На следующем, очном этапе он прекрасно выступил в конкурсе ультразвуковой диагностики. Только по времени немного уступил хозяевам олимпиады, а по качеству – одинаково высокий результат. И общекомандное первое место в Саранске мы взяли.
В Уфе недавно прошла олимпиада среди ординаторов, где наши ребята тоже никому никаких шансов не оставили на победу. Варвара Павлова получила Кубок лучшего оперирующего ординатора, и другие ребята показали себя великолепно. Настолько хорошо они были мануально подготовлены, что победили даже в конкурсах не по своим специализациям. Будущий челюстно-лицевой хирург Валерия Кибанова лучше всех выполнила шов раны сердца, а наш травматолог Павел Курганов обошел всех нейрохирургов в операции на черепе.
Какое значения такие победы имеют для вуза и что дают самим студентам?
– Студентам участие в некоторых конкурсах дает дополнительные баллы при поступлении в ординатуру. Но главное – в таких выступлениях ребята обретают уверенность в себе, определенную закалку, умение показать себя. А еще знакомятся и спокойно общаются со специалистами самого высокого уровня в своих отраслях. И наконец, между «олимпийцами» устанавливаются крепкие дружеские связи.
А для вуза выступление на олимпиадах – своего рода визитная карточка вуза. Мы наглядно демонстрируем, что готовим высококлассных специалистов, и у нас есть для этого вся необходимая база.
Праздник, который всегда с тобой. Что Пермь забирает в будущее из юбилейного года?05 декабря 2023, 16:24Как быстро развиваются и меняются технологии, методы, применяемые в реальной хирургической практике?
– Технологический уровень медицины постоянно растет, и держаться его вершин достаточно сложно. Какие-то наиболее продвинутые аппараты могут быть недоступны в Пермском крае, а иные – представлять редкость в масштабе России и даже мира. Во время обучения студенты имеют доступ к современному оборудованию, с которым им предстоит начинать практику. При этом наша задача – дать определенную базу, которая в дальнейшем позволит осваивать и новые технологии, которые получат распространение в будущем. Перемены происходят довольно быстро. Помню, когда я заканчивал университет и начал работать, у нас на весь Пермский край был единственный гибкий бронхоскоп, а сейчас это обыденность. И нынешние студенты тренируются делать бронхоскопию, гастроскопию с такими же инструментами, как в больницах, но на «фантомах».
Если мысленно переместиться на годы вперед, что, по-вашему, станет привычным в будущем, хотя сейчас только зарождается?
– Можно отметить, например, развитие роботохирургии. Есть, например, роботическая система, которая называется «Да Винчи». Она позволяет под управлением опытного хирурга проводить высокоточные операции с минимальным травмированием окружающих тканей. Нейросети тоже внедряются в хирургическую практику. Они могут быть помощником, когда нужно провести, так скажем, холодный анализ всех проявлений болезни, оценить большое количество вводных данных. Но использование нейросети – это лишь один из способов всесторонне посмотреть на проблему, нигде они не стали и не станут заменой интеллекту любого врача, не только хирурга.