Алексей Сергеевич, частные школы и даже частные университеты известны. Но «частный техникум» звучит непривычно. Это востребованный формат?
– Абсолютно. Более того, Западно-Уральский горный техникум появился как раз в ответ на потребность. В марте 2024 года будет 15 лет с основания ЗУГТ, и все это время мы видим, что интерес к среднему профессиональному образованию только растет. Этому способствуют и объективные условия, тренды, как например, распространение профессиональных стандартов, карьерной мобильности, так и сам формат обучения, который предлагает техникум.
Профессиональные стандарты действительно на слуху…
– Да, о профессиональных стандартах в последнее время говорят много. Они разработаны и приняты почти во всех ключевых отраслях. Наличие профессионального образования – обязательный пункт. Крупные компании в нефтегазовой, энергетической, горнодобывающей, строительной отраслях выставляют это требование сразу при найме. Другой вопрос, что есть действующие сотрудники, у которых нет профессионального образования. И это, мы все знаем, далеко не редкость. У человека может быть огромный опыт, авторитет в профессиональной среде, высшее образование в другой области, но профильного образования нет. Такие сотрудники должны его получить. Поэтому к нам приходят самые разные люди: и те, у кого профессионального образования нет вообще, и те, у кого есть даже высшее образование, но для продвижения по службе нужно иметь подтвержденные знания именно в профессии.
А под карьерной мобильностью вы подразумеваете готовность сменить профессию?
– Здесь можно выделить два фактора. Во-первых, действительно, люди готовы менять профессиональную область. Наверняка, у каждого найдется история про «выгоревшего» менеджера, который стал фитнес-тренером или фотографом. Может быть, это менее на слуху, но сейчас многие хотят стать «технарями». Мы видим устойчивый интерес к рабочим профессиям – сварщики, станочники, монтажники зарабатывают больше, стабильнее, чем многие «офисные» сотрудники.
И есть второй аспект. Карьерная траектория перестала восприниматься линейно, исключительно как движение снизу вверх. Ведь обычно ее описывают как «школа – вуз – предприятие».
Но сейчас, переходя в новую профессию, многие уже не пытаются получить, например, второе высшее, а предпочитают среднее профессиональное образование. Потому что это прикладные знания. Обучился, прошел практику, стажировку, и никто тебе не скажет: забудь все, чему тебя учили.
У нас много примеров таких переходов. Менеджер по туризму с высшим образованием понял, что на заводе будет куда больше востребован, или студент-фармацевт, который еще в процессе обучения в вузе понял, что это «не его», и решил сменить сферу – стать сварщиком. Кстати, в обоих случаях получились очень востребованные профессионалы. Но самое главное, это не единичные истории.
То есть стереотип о среднем профессиональном образовании как о «плане Б» для тех, кто не поступил в вузы, меняется?
– Не могу сказать, что быстро, но действительно меняется. СПО становится не запасным путем, а совершенно осознанным выбором тех, кто хочет получить именно профессию.
Вы привели примеры смены профессии, когда есть опыт работы. То есть ЗУГТ фокусируется на взрослых, не на выпускниках 9-11-х классов?
– Если зайдете к нам на сайт, вы сразу увидите «Обучаем взрослых по индивидуальным учебным планам». Наша аудитория – те, кто принял осознанное решение получить профессиональное образование. Как правило, это происходит уже после того, как человек поучился или поработал. Нередко он даже знает, в какую компанию пойдет работать. И в этом случае есть четкий запрос: обучиться конкретным навыкам, без «воды» и без отрыва от работы.
Поэтому наш техникум специализируется на заочных программах с применением дистанционных технологий. На практике это означает, что можно выбрать комфортный режим обучения. Например, уделять ему время по вечерам, в выходные. Некоторые студенты у нас работают вахтовым методом в удаленных местах, где, как говорят, «нет цивилизации». Но и там можно учиться. Практику и стажировку проходят в специальных классах, мастерских и лабораториях техникума. У нас есть филиалы в Пермском крае, республиках Коми, Удмуртия, Ханты-Мансийском автономном округе. В них большой парк современного оборудования для отработки навыков. Поэтому для практических занятий есть возможность выбрать вариант поближе. В некоторых случаях можно выполнять практические задания на рабочем месте.
Это и есть индивидуальная программа?
– Это одна ее сторона. Второй важный момент: программа составляется с учетом имеющегося образования и производственного опыта. Какие-то дисциплины могут быть зачтены, а в ходе обучения осваивается недостающее. Самые длительные программы у нас – 4 года и 10 месяцев, но в случае, если есть близкое образование, профильный опыт, срок обучения может сократиться до полутора лет.
То есть и на рынок труда эти люди выходят раньше. Получается, так можно быстрее решить вопрос с дефицитом рабочих и технических кадров?
– Именно так. Мне кажется, распространение нелинейной карьеры – очень недооцененный ресурс. Сегодня многое делается для повышения престижа технических специальностей. Но государственные и корпоративные программы направлены на выпуск инженеров. Помните, «школа – вуз – предприятие»? Все работают со школами и университетами. При этом большой дефицит «синих воротничков» как будто бы остается в стороне.
Хотя ситуация, как я уже говорил выше, благоволит: все больше людей понимают, что в машиностроении, металлургии, ТЭК, оборонке, химии можно зарабатывать, есть перспективы. Если направить тех, кто сейчас на «перепутье», помочь им быстро освоить новую профессию, можно получить быстрый приток кадров. Это, конечно, не решит проблему целиком, но острота снизится.
Возвратимся к началу нашего разговора. Вы представляете частное образовательное учреждение – можете гибко реагировать на потребности рынка. Но ведь в основе своей сектор СПО работает по другим принципам?
– Это очень хороший вопрос. С одной стороны, ЗУГТ имеет аккредитацию, лицензию на образовательную деятельность, выдает диплом государственного образца. Мы обеспечиваем профессиональными кадрами стратегические для экономики региона и России отрасли.
С другой – государство не подключает частные образовательные организации к ключевым проектам, которые призваны изменить кадровую ситуацию. Тот же федеральный проект «Профессионалитет» не предусматривает возможность участия частных организаций. Хотя мы уверены, что могли бы эффективно решать эти задачи. Нам кажется, что наш опыт в подготовке кадров и наставничестве был бы ценным и в рамках Пермского НОЦ, который сегодня интегрирует потребности предприятий и возможности образовательной сферы. В общем, мы готовы сотрудничать с теми, кто заинтересован в подготовке современных кадров для предприятий.
Раз мы говорим в конце декабря, то, как считаете, Новый год – хороший повод задуматься о новой профессии?
– Наверняка многие будут загадывать себе или желать друг другу перемен к лучшему. Наш опыт говорит о том, что новая профессия часто ведет именно к таким изменениям. Меняйтесь – мы поддержим!