Когда холдинг Yarus group занялся строительством соцобъектов? Как прошли первые проекты?
– Первый социальный объект мы построили в Перми в 2018 году – трехэтажный детский сад на улице Грибоедова, 68в на 288 мест. Для нас это был серьезный вызов – садик удалось построить всего за девять месяцев, с полной отделкой и высоким качеством работ. Сразу после этого мы подтвердили репутацию надежного подрядчика по «социалке», построив с опережением на два месяца школу в Лысьве. В те времена ввод в эксплуатацию социального объекта с отличным качеством и раньше срока был необычной ситуацией. Многие подрядчики откровенно «буксовали» с общественно значимыми проектами.
В чем особенность вашего подхода к таким стройкам?
– Мы объединили под своим управлением все ключевые процессы – проектирование объекта, производство строительных конструкций и возведение здания. Это позволяет нам уверенно проходить все этапы проекта.
Когда один подрядчик отвечает и за проектирование, и за строительно-монтажные работы – он несет ответственность за все ошибки в проекте, некачественный монтаж или материалы. Не получится свалить ответственность на кого-то еще. Чтобы качественно работать с такими проектами, нужен квалифицированный персонал: инженеры-проектировщики, служба технического заказчика для обеспечения процесса согласования и многое другое.
Кроме этого, успех проектов зависит не только от нас, но и от работы госзаказчика. В Пермском крае профильные специалисты региональной и муниципальных администраций работают профессионально и неравнодушно – они нацелены на результат, сфокусированы на работе. Это системная позиция власти в последние годы, и мы им очень благодарны.
В чем особенность работы с медицинскими, образовательными объектами? Почему у других подрядчиков бывают срывы?
– При строительстве социальных объектов необходимо учитывать требования нескольких ответственных министерств – не только строительные нормы, но и особые условия для больниц или школ.
Срывы у некоторых подрядчиков бывают именно по причине отсутствия в штате сотрудников с должной квалификацией. При возникновении проблем с проектом им приходится обращаться к субподрядчику-проектировщику, который не сильно заинтересован в соблюдении сроков или дополнительных работах, и небольшая проблема может вылиться в длительную задержку. Если же у вас в компании есть эти компетенции, то вы можете в одно касание предложить изменение проекта, выполнить это изменение и согласовать его во всех инстанциях.
Иногда подрядчики несвоевременно заказывают материалы или конструкции. Мы это видим в некоторых случаях с нашим заводом ЖБК в Краснокамске. Железобетонные элементы невозможно изготовить мгновенно – завод работает по своему плану, и заказы нужно делать своевременно.
Дом по ул. Чайковского, 11.
В последние годы в Прикамье развернулось строительство муниципальных домов. В чем особенность этих проектов?
– Современные муниципальные дома практически ничем не отличаются от домов, которые в основном строят девелоперы. Их небольшая особенность – стопроцентная отделка и тщательно выверенный набор размера квартир, разработанный по заданию муниципального заказчика. В остальном это такой же дом, как и любой другой, построенный застройщиком для продажи. Срок строительства зависит от технологии – по нашему опыту, минимальные сроки обеспечивает панельное домостроение, когда дом собирается из готовых узлов, изготавливаемых на заводе. В этом случае дом на 200-250 квартир общей площадью 10 тысяч кв. м можно построить за год с небольшим, без учета проектных работ.
Это современный и крепкий дом – его проектный ресурс не менее 50 лет. Именно такой мы в декабре прошлого года успешно сдали в Перми и сейчас занимаемся возведением муниципального дома в Соликамске.
Насколько осложняет работу рост цен на стройматериалы и дефицит кадров?
– К росту стоимости стройматериалов подрядчики уже давно приспособились, инфляционные коэффициенты закладываются на этапе бюджетирования стройки. А вот кадровый голод действительно существует. Это новый вызов для всей отрасли. В Перми он чувствуется даже более из-за высокой занятости на стратегических заводах. Частично эту проблему решает использование панельного домостроительства – оно требует значительно меньшего числа строителей на объекте, если сравнивать с «монолитом».
Вопросом привлечения кадров в строительство сейчас активно занимается федеральный Минстрой. Мы общаемся с ними по этому вопросу. Стоит задача за несколько лет вернуть престиж профессии строителя. Много внимания уделяется работе с молодежью, студентами. Мы тоже рассматриваем такие проекты.
Планируете ли вы продолжать участвовать в строительстве социальных объектов?
– Да, при наличии производственных возможностей будем заявляться на конкурсы по социальным объектам. За эти годы нам удалось сформировать репутацию надежного подрядчика, заказчики нас ценят. Мы тоже рады видеть свой вклад в развитие города и региона. Я горжусь нашей командой и созданными объектами. Мы видим, как меняется жизнь людей, когда они, например, переезжают из ветхого жилья в современный дом. Их счастливые лица – наша дополнительная мотивация вкладываться в такие проекты со всем своим опытом и усердием.